Горбунов Александр Павлович

 


В июле 2007 года был оглашен очередной рейтинг вузов Федерального агентства по образованию. В группе из 74 педагогических вузов России Пятигорский государственный лингвистический университет занял третью строчку, пропустив вперед лишь Московский педагогический государственный университет и Российский государственный педагогический университет (Санкт-Петербург). А годом ранее ПГЛУ вошел в двадцатку лучших вузов России по результатам независимой экспертизы, проведенной Благотворительным фондом Владимира Потанина. В этих успехах и достижениях — немалая заслуга и Александра Павловича Горбунова, нового ректора университета, академика Академии педагогических и социальных наук, профессора. Неординарный по масштабу личности человек, руководитель государственного уровня, он не просто управляет вузом, он создает университет будущего.

— Александр Павлович, в декабре 2005 года вас единогласно избрали ректором ПГЛУ. Как становятся ректором и какими качествами должен обладать человек, занимающий такую ответственную должность?


— Хороший ректор должен, прежде всего, уметь общаться с людьми. Тем более в вузе, связанном с коммуникацией. Эта направленность придает ПГЛУ свою неповторимость, особость, оригинальность и необычность. Ну а что касается меня, то я руководствуюсь в своей работе принципом «не приказывать, а убеждать». У нас в России до сих пор не понято, что в высшей школе работают лучшие кадры страны, что по интеллекту и духовности нет выше людей науки и преподавания. Ими нельзя командовать, их надо убеждать, создавать условия, при которых рождается внутренняя мотивация. А так, ну что там говорить, ректор, как и любой руководитель, должен уметь быть твердым и жестким, когда надо. От этого никуда не денешься, хотя по натуре я человек не резкий и не люблю этого. Но руководитель работает в интересах всего коллектива и должен очень твердо отстаивать главную линию. И, конечно, должны присутствовать очень позитивные качества — ответственность, порядочность, честность перед товарищами, настойчивость, даже определенное упрямство, в хорошем смысле этого слова, в достижении общих целей. Только тогда руководитель будет пользоваться авторитетом и добьется результатов.

— Идея университета как центра многоцветья языков и культур, миротворческого и поликультурного центра стала брендом ПГЛУ. Объясните ее значение.


— В России всего четыре специализированных лингвистических вуза, в том числе ПГЛУ — единственный на Юге России. Самой спецификой нам предопределено работать в этом русле. Мы потенциально создаем многоцветье языков и культур уже тем, что их преподаем. На сегодняшний день в университете изучается 12 языков. Среди них: американский и британский варианты английского языка, немецкий, французский, испанский, итальянский, арабский, китайский, турецкий. Кроме того, Институт дополнительных образовательных программ ПГЛУ предлагает на выбор еще целый ряд языков: новогреческий, иврит, корейский и японский, включая изучение истории и культуры языка. В этом году намечено открытие Центра северокавказских языков. И мы будем идти в этом направлении еще дальше. Но главная наша задача — открывать мир не потенциально, а реально, что означает расширение международных контактов. Вуз и сегодня имеет разветвленные международные связи, простирающиеся как на Запад, так и на Восток. Наши студенты проходят практику в зарубежных странах, в иностранных вузах открываются центры русского языка и культуры, а у нас — центры, например, арабского языка и культуры, китайского языка и культуры. Буквально на днях состоялось открытие Центра греческого языка и культуры. Хочу подчеркнуть, что работа по развитию многоцветья языков и культур в ПГЛУ — это важная составляющая нашего инновационного развития, это реализация утвержденной миссии нашего вуза как «университета, открывающего мир».

— По вашей инициативе ПГЛУ начал переход от традиционного университета к инновационному университету. В чем вы видите смысл такой трансформации?


— Мир живет в эпоху больших и быстрых перемен. Осуществляется переход от индустриального общества к постиндустриальному, формируется экономика, основанная на знаниях, идет углубление процессов глобализации и интернационализации.

Поэтому, говоря об инновационном университете, мы говорим не о красивом названии или о модном веянии, а об инновационности по сути, то есть приносящей реальную эффективность и результативность. Мы утвердили миссию, приоритеты, цели и стратегию ПГЛУ. Главное — это формирование и развитие в университете инновационной управленческой, образовательно-воспитательной, научно-исследовательской и научно-производственной среды, функционирование и совершенствование которой способно обеспечить решение таких ключевых задач, как качественное повышение уровня конкурентоспособности, мобильности и успешности студентов и выпускников вуза, рост его международного престижа и экспортного ресурса как звена российской высшей школы, а также — что исключительно важно в регионе Северного Кавказа — его миротворческого потенциала. А это создает системную основу для последующей трансформации в университет нового поколения, соответствующий потребностям общества будущего, где главным фактором прогресса станет созидательное мышление.

— «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру»… Лозунг, под которым в ПГЛУ уже в пятый раз состоялся международный конгресс. Почему такой форум проводится на базе образовательного учреждения?


— Наверное, потому наш вуз и мог выдвинуть эту программу, что в нем присутствует особость, о которой я уже говорил. Он действительно является центром миротворчества, многоцветья языков и культур. В этом плане ПГЛУ выступает в качестве инициатора, медиатора и координатора в процессе распространения мира и согласия в регионе. Конгрессы проводятся на базе университета с 1996 года и являются этапами в осуществлении миротворческой, гуманитарной, научно-исследовательской, образовательной и культурно-просветительской программы, разработанной нашими учеными. Ее координатор — профессор Юрий Степанович Давыдов, президент нашего университета, академик Российской академии образования. Его вклад в проведение конгрессов огромен.

Кроме того, вузы — это средоточие интеллекта, мощного духовного начала, именно та структура, которая берет на себя ключевую роль в XXI веке. В современном обществе, построенном на интеллектуальной экономике, опорными структурами выступают уже не бизнес-организации, как это было в индустриальную эпоху, а университеты, так как именно через систему высшей школы прирастает человеческий капитал высшего качества. В наше время требуется инновационность, а она начинается с идеи, мысли, которая должна быть научно обоснованной. В России этого пока еще не чувствуется, а вот за рубежом такой переход уже виден — бизнес-организации свое лидерское место по праву передают университетам.

Я сформулировал свой авторский подход к этой проблеме еще в 1999 году и смог его представить нашим студентам, подготовил учебник по управленческой теории, который имеет гриф Минобразования и рекомендован для вузов России. С 2006 года в ПГЛУ мы начали практически осуществлять этот переход — от традиционного вуза к инновационному университету.


— Чем V Международный конгресс отличался от предшествующих?

— С моей точки зрения, этот конгресс — уникальный. Он проходил с мощным энергетическим зарядом, потому что стали уже видны плоды и результаты миротворчества — то, что регион, страна не уступили ни террористическим, ни экстремистским силам. И, конечно, этот конгресс был более масштабным. Состоялось 19 научных симпозиумов, внутри них — масса секций. Его многоотраслевой, многоаспектный характер позволил охватить самые широкие слои общества. В работе V Конгресса приняли участие известные религиозные деятели и миротворцы, руководители государственных и муниципальных органов, ученые, работники образования и культуры из 35 субъектов России, а также представители научного сообщества ряда стран СНГ, Австрии, Судана, Канады, КНР, США. Более 950 человек! Особенностью этого конгресса стало и то, что в рамках его прошли выездные слушания двух комиссий Общественной палаты: комиссии по толерантности и свободе совести, которую возглавляет известнейший в этнологии, этнополитике академик Валерий Александрович Тишков, и комиссии по глобализму и национальной стратегии под председательством политолога Андраника Мовсесовича Миграняна.

Также значимость конгрессу придало участие известных государственных и общественных фигур: президента РАО Н. Д. Никандрова, первого заместителя председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы Г. С. Дорошенко, руководителя аппарата Комитета по делам национальностей Госдумы Р. М. Канапьяновой, председателя совета Российского гуманитарного научного фонда Ю. Л. Воротникова, председателя Южного отделения Российской академии образования, академика РАО А. А. Грекова, губернатора Ставропольского края А. Л. Черногорова, руководителя администрации Кавминвод, первого заместителя председателя правительства Ставропольского края В. И. Михайленко. В конгрессе участвовали два видных религиозных руководителя Юга России — владыка Феофан, епископ Ставропольский и Владикавказский, и председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил-Хаджи Алиевич Бердиев.

Опять же вы спросите, а почему на базе нашего вуза? А потому, что у него такой уровень и авторитет, сложившийся за многие годы. V Конгресс, безусловно, стал сильным событием в жизни России.

— Впервые в формат конгресса организаторы включили симпозиум «Молодежь против экстремизма», тем самым предоставив студентам возможность участвовать в таком высоком научном форуме. Как справились ребята?


— На симпозиуме выступили с докладами студенты из Ставропольского края и республик Северного Кавказа. Сами темы их докладов говорят о глубине научного подхода и четкой гражданской позиции авторов: «Терроризм как преступный бизнес», «Сохранение гуманитарных ценностей народов», «Зарубежный опыт противодействия терроризму», «Геополитическая ситуация в Закавказье: реальность и перспективы», «Опыт решения проблем молодежного экстремизма на Северном Кавказе», «Слабые стороны терроризма» и так далее. Ребятам дали высокие оценки, и я чрезвычайно доволен своим коллективом. Кроме того, студенты работали с гостями: встречали их, размещали, помогали во всех вопросах, а это тоже лицо вуза и содержательная часть обучения.

— Приносят ли конгрессы практическую пользу?


— Они позволяют сформулировать, прояснить важные теоретические вещи. Теоретические — не в смысле абстрактные, оторванные от реальности, а в плане руководства, как надо действовать. Да, многим кажется, что вот ученые собрались, поговорили, разошлись — и все. Но есть одно замечательное выражение — «нет ничего более практического, чем хорошая теория», а в наше время нельзя действовать по наитию. Однако вы правы, надо усиливать взаимодействие ученых и государственных структур. Последние должны подпитываться рекомендациями ученых и строить свою деятельность на научной основе. Я очень рад, что в конгрессе участвовало много студентов. Причем даже те, кто не выступал, не уходили, слушали доклады до конца. Значит, действительно было содержательно и интересно. Значит, мы научим студентов, которые завтра станут специалистами, управленцами, руководителями, что в работе нужно опираться на фундаментальную, научную основу, а не «целиться пальцем в потолок».

— Каковы основные достижения и выводы конгресса?


— Участники конгресса высказались за увеличение расходов на образование, так как формирование реального гражданского общества в России может и должно осуществляться, в первую очередь, на базе сферы образования. Только эта сфера объединяет широкие слои населения вокруг интересов детей, школьников и студентов. Конгресс же отметил, что в соответствии с проектировками бюджетных ассигнований на 2008–2010 годы рост расходов на образование составляет всего 11 процентов, а это вдвое ниже проектируемого на этот период уровня инфляции.

Особенно была подчеркнута роль молодежной политики в сохранении мира на Кавказе. От того, в какой обстановке будет расти новое поколение, какое воспитание получит, зависит будущее южных регионов и России в целом. А потому необходимо создать условия для максимального удовлетворения потребности в образовательных услугах молодых граждан, населяющих многонациональный Кавказ.

Нужно проводить целенаправленную и комплексную пропагандистскую кампанию по духовно-нравственному воспитанию граждан в духе гуманизма, межнациональной солидарности, патриотизма и интернационализма, ввести в образовательный процесс регулярные уроки-тренинги межнационального общения, усилить общественный контроль над средствами массовой информации и учебной литературой. Надо поставить заслон пропаганде бездуховности и насилия и ни в коем случае не допускать фальсификации истории в пользу одних народов и в ущерб другим. Даже создать специальный учебник по истории народов России.


Открытие научно-образовательного Центра русского языка


Все участники конгресса были единодушны — надо продолжать и расширять программу «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Они высоко оценили нашу работу, отметив, что симпозиумы стали эффективной формой научных, политических и чисто человеческих контактов между людьми.

— Расскажите о значении конгресса для Пятигорска.


— Государственная Дума РФ в прошлый раз выпустила сборник по конгрессу и сейчас дала заявку на специальную публикацию. То есть к нам прислушиваются, V Международный конгресс, а вместе с ним наш вуз, город, край прозвучали по всей стране. ПГЛУ создает Пятигорску и мировую известность, подчеркивая, что это не тот город, которого надо бояться (как-никак Северный Кавказ), а один из лучших городов мира. Такие миротворческие программы поднимают его на международный уровень и тем самым подталкивают, чтобы он стал международным еще в целом ряде аспектов. На днях глава города Лев Николаевич Травнев говорил, что нужно сделать Пятигорск курортом мирового уровня. Новая же инфраструктура предполагает высокий уровень владения иностранными языками и межкультурной коммуникацией. Такая задача нашему вузу по плечу.

— По оценке ряда ученых, наш регион является мини-моделью России, проецируя на себя все национальное многообразие страны. При этом, как вы сказали, укоренилось мнение, что Северный Кавказ — это постоянная головная боль. Однако согласно статистике, преступлений на этнической почве в Ставропольском крае случается не больше, чем в любом другом регионе России. Что же является сдерживающим фактором?


— Я, во-первых, не очень-то уверен, что это преступления именно на национальной почве. Понимаете, в многонациональной среде любое правонарушение, которое совершено представителем этнической группы, сразу связывается с его национальной принадлежностью. Но у нас в крае, что примечательно и замечательно, такого нет. Здесь более сильное гражданское общество, как раз благодаря многонациональности и налаженным межнациональным отношениям.

— В ПГЛУ обучаются студенты из 18 зарубежных государств, каждый третий — из республик Северного Кавказа. Были ли за время существования вуза случаи проявления национальной или религиозной нетерпимости?


— Скорее всего, это были бытовые ссоры. Иногда они могут перейти в национальный ракурс из-за отсутствия культуры, недостатков воспитания. Дети все разные, они прибывают к нам из разных регионов и бывает, что друг к другу адаптируются достаточно сложно. У нас случались какие-то стычки и оскорбления, но, во-первых, это большая редкость, а во-вторых, в серьезные конфликты они не перерастали. Проблема межнациональных конфликтов создается тогда, когда нет сильной политики, направленной на укрепление искренней дружбы и сотрудничества. А в ПГЛУ такая мощная линия есть, и мы от нее не отступим.

— Но вместе с тем за последнее время по России прокатилась волна межнациональных конфликтов, в том числе и в Ставрополе…


— Конфликты могут возникнуть на любой почве, но надо откровенно сказать, что на Юге России их порождают прежде всего социально-экономические условия жизни людей. Когда нет возможности получить образование, потому что нет средств его оплатить, а процент бюджетных мест в вузах год от года все сокращается. Когда в целом ряде регионов остро стоит проблема трудоустройства. Причем главное здесь даже не в создании рабочих мест как таковых, хотя и эти вопросы у нас до конца не решены — взять, к примеру, аграрную сферу. Это должны быть инновационные рабочие места, связанные с новыми отраслями экономики, прогрессивными управленческими подходами. Вот этим, я вам скажу, у нас занимаются недостаточно.


День знаний


— То есть национальные проблемы зачастую порождает безработица, неустроенность человека в жизни. Может ли вуз в этом вопросе предложить своим студентам и выпускникам реальную помощь?

— Да, сегодня функции новаторов по вопросам трудоустройства берут на себя именно вузы. Я от всей души приветствовал инициативу братского Пятигорского государственного технологического университета (вот снова Пятигорск прозвучал), когда он уже во второй раз провел Гражданский форум, посвященный практико-ориентированным инновациям в промышленной среде. И наш вуз решает эти вопросы, хотя в ПГЛУ представлены большей частью гуманитарные специальности. Это очень сложно, можно сказать, сверхзадача — разрабатывать гуманитарные технологии, то, что невозможно коммерциализировать. Это не продукт, который можно в руках подержать. Но мы будем создавать «инновационный пояс ПГЛУ» в виде студенческих фирм, где ребята свяжут свое обучение с практикой и поработают над конкретными проектами. В нашей стране есть примеры таких вузов, но они, как правило, не гуманитарные.

Кроме того, с 2006 года у нас работают Центр по содействию трудоустройству и профориентации выпускников и Ассоциация выпускников ПГЛУ—ПГПИИЯ. Начиная с этого года все выпускники будут заноситься в банк данных, чтобы проследить путь, карьеру каждого из них. А в задачи Центра по трудоустройству входят анализ рынка труда, поиск вакансий, встречи с работодателями, психологическая и правовая помощь студентам и выпускникам. И не только это. Сегодня в нашем вузе происходит кардинальная инновационная трансформация. Мы изменили саму систему воспитательной, внеаудиторной работы в вузе. Она и так была на высоте — в 2001 году университет получил диплом Минобразования 1-й степени за постановку воспитательной работы. Но сейчас мы трансформировали ее, связав с основными задачами.

— Поясните…


— Теперь это единая интегрированная система, которая работает на конечный результат. Мы формируем у студента не только профессиональные компетенции — лингвист-переводчик, преподаватель, специалист менеджмента, но и систему ключевых социальных компетенций. Это не просто этикет и технология поведения, а фактические духовные принципы, нравственные законы жизни. То есть способность отвечать за свои поступки, умело и конструктивно разрешать конфликты, взаимодействовать с представителями других культур и религий, обладать правовой культурой и многое другое. Вот тогда наш выпускник действительно будет хорошо подготовлен к трудоустройству в конкурентной среде.

— Какими методами можно этого достичь?


— Это наши авторские инновационные разработки, но все же раскрою несколько секретов. Мы создали за последнее время целый ряд перспективных проектов, таких, например, как «Мечта — Цель — Результат» — уже название говорит само за себя. Через тренинги и консультации мы показываем, как можно пройти этот путь и кем-то стать. Работа ведется Центром по трудоустройству совместно с психологической службой, которые курирует Эльвира Дмитриевна Кондракова, проректор по формированию социальных компетенций и гражданскому воспитанию, подготовке выпускников к трудоустройству и будущей карьере — так теперь, впервые в стране, называется у нас проректор по воспитательной работе. Еще одна важная задача заключается в том, чтобы связать воедино образовательный процесс, практику и временное трудоустройство. В этом направлении запущено несколько проектов. Один из лучших — сотрудничество с фирмой «Водоходъ», очень известной в нашей стране, которая организует круизы по Золотому кольцу России. Заметьте, фирма выбрала не какой-либо вуз, а наш, несмотря на то, что мы территориально расположены не близко. Наши студенты получают возможность поработать в качестве гидов-переводчиков, барменов, менеджеров гостиничного хозяйства, консультантов и привозят блестящие отзывы. Есть еще одна задумка, которая сегодня тоже становится реальностью, — корпоративное образование, то есть совместное обучение и подготовка специалистов для фирм.

— Этим летом в ПГЛУ открылся научно-образовательный Центр русского языка и культуры. Честно говоря, удивителен сам факт создания такого центра на родине языка. Какие задачи он призван решать?


— Да, еще несколько лет назад никому бы и в голову не пришло открывать подобный центр на родине языка. Сам факт его создания говорит о том, что настало время защищать язык от нас самих. И то, что мероприятие состоялось в день рождения гения русской словесности А. С. Пушкина в рамках Года русского языка в России, — очень символично. А задачи центра заключаются в том, что все мы должны очень хорошо знать родной язык, повышать его авторитет и тем самым укреплять позитивный имидж России как внутри страны, так и в мировом сообществе. Для народов, проживающих на Северном Кавказе, это не менее родной язык, это язык дружбы и межнационального общения. Более того, это язык личного успеха. Культура русского народа является системообразующей, выполняет объединяющую роль в нашей стране. Поэтому я считаю правильным выделять русский язык из всего разнообразия языков и культур России. Вторая задача — это продвижение русского языка и культуры за рубеж. Под влиянием нашего университета только в этом году уже два зарубежных вуза — университет города Асьюта в Египте и университет города Чаньчу в Китае открыли у себя центры по изучению русского языка и культуры.

— Это внутривузовская работа, а как идеи сохранения культуры языка доходят до сознания народа? Что нетрадиционного, неизбитого может предложить лингвистический университет в этом направлении?


— Центр был создан недавно и еще не успел себя проявить. Но вы правы, должна быть не только научная составляющая, но и очень мощная культурно-просветительская и профориентационная функция всех центров, которые работают в нашем вузе. Они должны охватывать население и, прежде всего, школы. На сегодняшний день президентом страны поставлены очень серьезные задачи по экспорту образовательных и научных услуг, и в этом заключается еще одна часть миссии нашего вуза. Первое: не только заимствовать и адаптировать, но создавать и предлагать свое. Второе: повысить конкурентоспособность российских студентов и выпускников. Но все это остается зачастую пустым звуком, в том числе, к сожалению, и в нашем регионе. Почему? Да если российский студент или выпускник не имеет глубокого знания иностранных языков и культур, не обладает межкультурной коммуникацией, он не способен выполнить эту задачу. Представьте, что студент в зарубежном вузе слушает лекции по философии, физике, строительству и так далее на языке оригинала. Значит, он должен очень хорошо владеть иностранным языком и общаться с коллегами по профессии в буквальном смысле на одном языке. Понимать профессиональные термины, расшифровывать тексты в мировых ресурсах информации, включая Интернет. Поэтому нужно сегодня оказывать помощь и школам региона, хотя они сами инертны, и семьям, чтобы дети росли многоязычными креативными личностями. Иначе как мы можем быть конкурентными по отношению к Европе, где любой выпускник знает английский как родной и владеет помимо этого еще хотя бы одним иностранным языком.

— По вашей инициативе расширяется число научных центров в ПГЛУ, и один из них, созданный на базе факультета международных отношений, — научный Центр стратегических исследований Кавказа.


— Подчеркну, что на сегодняшний день в ПГЛУ открыто 15 научных центров, 45 научных направлений разрабатывается в таком небольшом вузе! Пришло время ряд из них перевести в статус научно-исследовательских институтов, в том числе и названный центр, который проводит исследования в области геополитики нашего региона и его взаимодействия с близлежащими зарубежными странами. Им также руководит профессор В. Н. Панин. Одним из направлений его деятельности является анализ ситуации на Северном Кавказе и Кавказе в целом. Научные разработки, осуществляемые преподавателями нашего факультета и учеными из других регионов ЮФО, посвящены проблемам международной безопасности.

— Где применяются эти исследования?


— Наработки центра используются для выявления современных геополитических угроз и вызовов безопасности России на южном стратегическом направлении. Кроме того, они играют важную роль в подготовке специалистов по международным отношениям. Направления научной и образовательной мысли, будучи сконцентрированы в едином русле, дают наибольший эффект. Он трансформируется в подготовку специалистов высокого класса, способных решать дипломатические задачи любого уровня.


Встреча с советником посла Египта


— Александр Павлович, представьте, вы — президент России. Какими законами дополнили бы правовое обеспечение национальной безопасности страны?

— Скорее, нужно говорить о том, что именно мы, ученые, можем предложить для усиления тех позиций, которые отстаивает наш президент Владимир Владимирович Путин. Во-первых, принимаемые в национальной сфере решения сегодня должны быть направлены не столько на регулирование отношений между этногруппами, сколько на совершенствование экономических и социальных связей, конечно, с учетом этнической, языковой и конфессиональной специфики народностей. Это та основа, на которой базируются межнациональные отношения. В этом плане Северо-Кавказский регион обладает огромнейшим потенциалом, только требуется разработать единую концепцию его социально-экономического развития. В этой связи назрела острая необходимость в принятии специальной долгосрочной государственной программы по комплексному социально-экономическому и политическому развитию Юга России.

Во-вторых, сбор и обобщение информации о соблюдении конституционных прав и свобод граждан, проживающих на Северном Кавказе, должны стать неотъемлемой частью работы органов власти всех уровней. Систематический анализ причин и условий, способствующих проявлению на территории Северного Кавказа религиозного экстремизма и национального сепаратизма, позволит выстроить более точную стратегию борьбы с этими угрозами.

И, в-третьих, для повышения эффективности принимаемых мер по противодействию экстремистской деятельности необходим мониторинг действующего законодательства по вопросам борьбы с экстремизмом на Северном Кавказе.

Эти выводы отражены в резолюции V Международного конгресса, и я с ними согласен. В общем, считаю, что законодательная работа на государственном уровне ведется сейчас в правильном направлении. Но я бы внес поправки, касающиеся значительного усиления роли науки, культуры и образования, потому что это такие сферы, которые при работе в правильном направлении могут решить абсолютно все национальные проблемы.

C Александром Павловичем хочется говорить часами на самые разные темы. Покоряют его открытость, доброжелательность, образованность и бесконечная увлеченность своим делом. «От Александра Павловича веет теплом. Это человек, к которому всегда можно обратиться за помощью и поддержкой… Уважаю за то, что он делает все на благо ПГЛУ… Горбунов ассоциируется у нас с крупными переменами в вузе…», — говорят студенты о своем ректоре. А вот отзыв Юрия Степановича Давыдова, президента университета: «У Александра Павловича есть две отличительные черты. Он трудоголик, отдает университету минимум по 12 часов в день, и вторая его особенная черта, которой я откровенно радуюсь, это творческий подход — креативность. Когда встал вопрос, кого рекомендовать на должность ректора, я посчитал это качество тем самым двигателем, который позволит расти и развиваться нашему университету». Но сам Александр Павлович смущается, когда его хвалят, и отвечает, что в каждой похвале есть определенный аванс, который надо еще отработать. И он старается, отдавая всю душу и силы любимому университету.

Наталья Помогайлова