Вахова Маргарита Георгиевна


Как-то на день рождения маленькой Риточке папа с мамой подарили ящик апельсинов. Ее родители – Георгий Александрович и Валентина Антоновна Саратовкины – работники культуры, всю жизнь проработали в санаториях пятигорского курорта, и тогда это был воистину царский подарок. Эта аппетитно пахнущая коробка осталась для нее самым ярким воспоминанием детства. Может, именно тогда, внимательно пересчитывая оранжевые шары, она впервые решила, что станет преподавателем математики? О педагогике директор пятигорской средней школы № 6 Маргарита Георгиевна Вахова мечтала, сколько себя помнит:

– С детства любила возиться с детьми, – рассказывает она. – Помню, уже в 6 лет перенянчила всех малышей во дворе. Немного позже, когда появился младший братик, наравне с мамой его воспитывала. Окончательно же на выбор профессии повлияла наша классная руководительница Людмила Валентиновна Катникова. Она преподавала математику с 5 класса и сумела целиком увлечь меня этой точной наукой.

Однако после школы стать учителем Рита решилась не сразу:

– Родители хотели, чтобы я врачом была, и я два года колебалась между педагогикой и медициной. Даже математику для поступления специально не готовила.

С выбором девушка определилась буквально за месяц до вступительных экзаменов, и в 1975 году поступила на физмат Ставропольского государственного педагогического института.

– Я попала в такой период, когда большинство профессоров факультета уехали из Ставрополя, – вспоминает директор годы учебы в вузе. – Но мне удалось застать профессора Привалова (к сожалению, уже не помню его имени-отчества) – замечательного преподавателя математического анализа. Нашим куратором был Юрий Сергеевич Брановский, преподававший алгебру и теорию чисел. На лекциях этих и других преподавателей я убедилась в том, что не зря сюда пошла. Первая практика очень запомнилась. Шок был жуткий! От страха не видишь ни доски, ни мела, ни учеников. Хотя это был урок геометрии в 7 классе, признаки треугольников – легкий материал.

После института Маргарита Георгиевна получила свободный диплом. Хотя ей предлагали остаться на кафедре физики альма-матер, научной карьере предпочла педагогическую. Вернулась в родной город, в 18-ю школу, преподавателем математики и астрономии.

Надо сказать, разница между теорией и практикой была ощутима. Сначала молодому учителю не хватало знаний по методике. Но такого, как у Райкина – «Забудь все, чему учили», не было. Самыми добрыми словами Маргарита Вахова вспоминает Эмилию Александровну Сысун, которая очень многому ее научила, и в первую очередь, методике преподавания. Полтора года проработала учителем, потом ее пригласили в горком комсомола, инструктором отдела пропаганды.

– Это были 1981-82 годы, в горкоме в то время работали Болдырев, Никишин. Дисциплина жесткая, и работа здесь воспитала многие волевые качества, – вспоминает об этом периоде Маргарита Георгиевна.

Хотя долго там не задержалась – деятельность чиновника не слишком влекла педагога, и она стала заместителем главврача по культмассовой работе в санатории «Зори Ставрополья». Одновременно была секретарем комсомольской организации, вышла замуж, родилась дочка Валя. А с 1986 года вернулась в школу. В стране как раз начиналась горбачевская перестройка...

– Школа № 4 для меня – целая эпоха, – в голосе моей собеседницы появляется легкое волнение. – Проработала там 15 лет – от завуча начальных классов до заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Судьба подарила мне счастливый билет: довелось работать с замечательным педагогом, директором и человеком – Аллой Евгеньевной Петренко. Вместе с ней создавали на базе школы первую в Пятигорске гимназию, готовили пакет документов, писали программы, придумывали, как все это будет выглядеть. Под руководством Аллы Евгеньевны у меня начался настоящий профессиональный взлет. Можно было придумывать все, что угодно. Все одобрялось, получалось, поддерживалось. Тогда были идеальные условия для творческой работы. Даже в 90-е годы я не ушла на рынок, как пришлось поступить многим моим коллегам, а осталась верна своей профессии...


А с 2001 года ей доверили возглавлять пятигорскую школу № 6. Директор МОУ СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов, кандидат педагогических наук М. Г. Вахова совсем не похожа ни на строгую директрису из книжек, ни на сердитую «училку» с указкой. Но именно под руководством этой невысокой женщины с тихим голосом сегодня сотня педагогов и 1100 учащихся одной из крупнейших и лучших школ Пятигорска. И с каждым она находит общий язык, к каждому ищет свой подход. Как ей удается управляться с таким большим и беспокойным хозяйством, где подчас и крепкому мужику впору спасовать?

– Кадры решают все – это мое глубокое убеждение. Не любишь детей – не иди в школу – для меня это главная заповедь педагога. И все, кто работает в нашем коллективе, ее разделяют. Пусть лучше ученику чуть-чуть не додадут знаний, чем исковеркают душу. Знания всегда можно пополнить, наверстать упущенное, а если в душе останется какая-то рана, ее потом ничем не залечишь. Я всегда говорю: у нас коллектив учителей и учащихся. Если это содружество состоялось, есть работа «в одной упряжке» – все получится. За время моего руководства только несколько человек ушли в другие школы: кто на повышение, а кто сменил место жительства. Есть при школе научное общество, старшеклассники пишут рефераты, работают в архивах, библиотеках, интернете. Многие наши выпускники, особенно из математических классов, едут в Москву и практически стопроцентно поступают в самые престижные вузы – МГУ, «Бауманку», МФТИ, МАИ. У нас очень сильный преподавательский состав, чем всегда славилась шестая школа. Даже при наших скудных финансах изыскиваем возможности доплачивать учителям, чтобы стимулировать их инициативу, творческую работу.

Бытует мнение, что сегодня в школы идут те выпускники вузов, кто не смог найти лучшей работы после института. Но Маргарита Георгиевна убеждена: учителями становятся все-таки больше по призванию. В этом году в школу пришли две молодые учительницы: одна после Минераловодского колледжа, другая окончила ПГЛУ. Как говорит наша собеседница, у них прекрасные знания, замечательный контакт с детьми.

– Эти две молодые преподавательницы не бегут домой сразу после звонка, готовят мероприятия в школе, занимаются внеклассной работой, просто не представляют себе другой жизни. Согласны работать за нашу маленькую учительскую зарплату, потому что для них не в деньгах счастье – им нравится то, чем они занимаются...

Возникает, тем не менее, и другая проблема. Сегодня школьная педагогика – занятие почти исключительно женское. Почему же мужчина в классе стал экзотической фигурой? Где новые Песталоцци, Макаренко, Сухомлинские, и нужны ли они вообще?

– Мужчины-преподаватели нужны безусловно. У них даже иное видение учебного процесса. В нашей школе из 97 человек педколлектива только шестеро мужчин. Конечно, это мало. После института ребята не идут в школу главным образом по материальным причинам. Была бы хорошая зарплата, думаю, их было бы больше. Да и у детей другое отношение складывается, когда в школе есть мужчина. Очень хорошо, что в нашей школе замдиректора по воспитательной работе – мужчина. Воспитанием детей должны ведь не только женщины заниматься, как и в любой семье, – так размышляет об этом Вахова.

Семья... Маргарита Георгиевна убеждена: никакие профессиональные успехи невозможны, если дома нет тепла, любви и понимания. Муж Александр Степанович – инженер-автомобилист. Во многом благодаря его поддержке Маргарита Георгиевна осталась в школе в 90-е годы, когда материально учителю было очень трудно выжить. Он был первым, кто одобрил ее желание защитить кандидатскую диссертацию. Хотя отлично понимал: наука много времени будет отнимать и у работы, и у семьи. Тема, выбранная М. Г. Ваховой на соискание степени кандидата педагогических наук, – «Развитие сравнительной педагогики в 50-е – 80-е годы ХХ века». Когда ее готовила, пришлось «перелопатить» множество первоисточников, ознакомиться с различными веяниями педагогической мысли разных стран и эпох. В своих научных поисках Маргарита Георгиевна дошла даже до Чингисхана. Ее поразило, что и в то время у полудиких кочевников была своя педагогика! Чингисхан, оказывается, очень интересовался тем, как ему воспитывать молодых воинов. Даже посылал в Рим своих приближенных, чтобы они познакомились с воспитанием легионеров. Именно с воспитанием духа, а не только боевых навыков.


Дочке Валентине 20 лет, окончила школу с медалью, учится на 4 курсе в Академии госслужбы. Но по стопам матери идти не хочет.

– Она совсем другая, не похожа на меня. Я никогда и не настаивала, пусть сама выбирает свой путь, – говорит мама.

«Maxima debetur puero reverentia (К ребенку должно относиться с величайшим уважением)», – сказал две тысячи лет назад римский поэт Децим Юний Ювенал в своих «Сатирах». Менялись эпохи, цивилизации и общественные формации, но для настоящего педагога принцип этот по-прежнему неизменен. На вопрос, что она ставит во главу учебно-воспитательного процесса, Вахова отвечает, не задумываясь:

– Доверие и любовь к детям. Не директор главный в школе, а ученики. Я считаю, что если с ребенком разговаривать как со взрослым человеком, доверять ему, то и он точно так же будет к тебе относиться. Они доверяют мне свои тайны, рассказывают о проблемах, мы вместе разрешаем конфликты, если они возникают, контактируем с родителями. Стараемся найти занятие для каждого: работают секции, кружки, внеклассной работе уделяем очень много внимания. Есть у нас и группы продленного дня, и курсы дополнительного образования. Надо делать все, чтобы ученику в родной школе было комфортно.

Комфортности директор придает основополагающее значение. Не случайно в этом году школа № 6 под руководством Маргариты Ваховой участвует в конкурсе «Школа года – 2005» в номинации «Школа психологического комфорта».

– Все наши планы и идеи подчинены этому, – рассказывает директор. – В рамках программы информатизации образования на базе школы создадим ресурсный центр. Их в городе будет всего два – в 14-й школе и нашей. У нас уже 12 лет практикуется углубленное изучение различных направлений – естественно-научного, гуманитарного. С восьмого класса начинаем углубление. Дети с помощью родителей сами выбирают направление, и в течение года могут переходить с одного на другое, если не понравится. К десятому классу определяется профилизация – математическая, химико-биологическая, социально-экономическая. Под эту программу необходимо хорошее финансирование из края, компьютерный класс, обучение преподавателей. Ведь и педагог должен постоянно учиться, идти в ногу со временем, понимать детей, выросших в век высоких технологий и подчас обучившихся интеренет-дайвингу раньше, чем чтению. Но непременно кроме предметных у преподавателя должны быть глубокие знания психологии и педагогики. Без этого он не имеет права учить других. Программа рассчитана на 3,5 года, мы к ней давно готовились и уверены, что потянем.

Нынешние реформы школьного образования Маргарита Георгиевна воспринимает с некоторым недоверием.

– Отношение к Единому государственному экзамену двоякое. Честно говоря, не очень большая сторонница ЕГЭ. С одной стороны, неплохо, что с этими результатами можно будет поступить в вузы. С другой, а если вдруг ребенок заболел и не смог сдать? Это серьезная психологическая травма. Дети ведь разные: кто-то может хорошо рассказать, кто-то – хорошо написать... Двенадцатилетка? Тоже против. Лишний год – это даже вредно. Дети взрослеют рано. Они уже и в 11 классе «перерастают» школу. Вообще, я за традиционную, сложившуюся систему образования.

Конец января – традиционное время вечеров встреч выпускников. Состоялся он, как и везде, и в школе № 6. В этом году бывших школьников съехалось как никогда много – почти три сотни. Некоторые из них, встречаясь с директором, вспоминали: вот, мол, мы такие хорошие были, не то, что теперешние ученики... Маргарита Николаевна отвечала им так:

– Да, дети сейчас другие, но ничем не хуже вас.

Этот вечер встречи делали старшеклассники. Поблагодарила их, а они в ответ – для школы стараемся. И она знает – это от души идет.


У дочери – выпускной!


Маргарита Вахова всем своим педагогическим опытом доказывает, что не все еще потеряно в России, есть у нашей молодежи и духовные ценности, и патриотизм. Когда ее воспитанники стоят в карауле у Поста № 1, надо видеть их глаза – они полны почтения к ветеранам, павшим героям, осознания величия своей страны, ее славного прошлого и великого будущего. И пока в России есть такие учителя от Бога, как Маргарита Вахова, быть русской педагогике великой наукой, а нашей Родине – великой державой. д|л

О. Черкасов


P.S. Пока материал готовился к печати, Маргарита Георгиевна стала дипломантом VIII Всероссийского конкурса «Женщина – директор года». Поздравляем!