Васюткин Дмитрий Владимирович

Дмитрий Владимирович Васюткин – единственный из директоров школ Пятигорска награжден медалью «За заслуги перед Ставропольским краем», в октябре 2003 года стал академиком общественной Академии творческой педагогики. Возглавляемая им школа удостоена диплома «Школа года – 2003».

В школу, наверное, невозможно входить без волнения. И своя вспоминается, и сразу чувствуешь атмосферу, она ведь везде особенная. Перед первой пятигорской постояла – полюбовалась красотой старинного здания. Вспомнила, как Сергей Владимирович Михалков, когда бы не приехал в Пятигорск – на Лермонтовский праздник поэзии или по делам строительства центральной библиотеки, в которое душу вложил, или просто – на отдых – мы, журналисты, всегда пытались договориться с ним о встрече. Он к этому относился с пониманием, был доброжелателен, но доверительно говорил: «Сначала я – в свою школу». И каждая его встреча с детьми и учителями становилась праздником. Не даром же теперь, когда вся страна отмечала 90-летие любимого детского писателя, автора Гимнов Советского Союза и России, в его родной школе прошла интереснейшая конференция, посвященная творчеству Сергея Владимировича, а малыши выступили в инсценировках михалковских произведений, которые знают наизусть. Вспомнила, с какой любовью говорил о родной школе на встрече с творческой интеллигенцией города журналист-международник, писатель, публицист Генрих Аверьянович Боровик. Вспомнила незабываемые дни, проведенные с выпускниками 43-го года, которые съехались из Москвы и Ленинграда, из Прибалтики и Казахстана, со всех концов необъятной нашей страны, чтобы встретиться в родном городе, посидеть за своими партами в родной первой школе, побродить по Машуку, как в детстве и юности. Конкордия Неронова, одна из выпуска 43-го года, писала: «Я знаю: в Пятигорске, возле парка, как юность, школа Первая стоит».

Уже в вестибюле мне бросилась в глаза идеальная чистота. (В две смены занимаются более тысячи детей!). Тишина – идут уроки.
Знакомимся с директором.

– Дмитрий Владимирович Васюткин.

Невольно вырвалось:

– Знала, что директор молод, но не настолько же!

– А я рано работать начал. Окончил одиннадцатую школу, теперь она гимназия, поступил в Ростовский-на-Дону государственный университет, на географический факультет по специальности «географ-эколог». Еще до защиты диплома меня пригласили в родную школу преподавателем. Вскоре назначили завучем. И вот уже пять лет, как я директор первой школы.

– Не страшно было идти руководителем в старейшую школу города, со сложившимися традициями, опытнейшим педагогическим коллективом?

– Конечно, это было нелегкое решение. Принял его не сразу. Но в итоге подумал: а что может быть плодотворнее сочетания опыта и поиска? И не жалею о таком решении. Благодарен коллективу, что он меня понял и принял. Я многому научился у старших коллег и продолжаю учиться каждый день. И у молодых преподавателей есть много такого, что интересно не только городу, но и краю, стране.

Вот Елена Владимировна Прохорова, учитель экономики и технологии, победитель городского и краевого конкурса «Учитель года – 2002», приказом Министра образования РФ награждена знаком «Учитель года». Она стала финалистом Всероссийского конкурса «Учитель года – 2002» в Москве. Как не гордиться, что на снимке, сделанном на приеме в Кремле, в числе лучших 26 учителей страны, рядом с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным наша Елена Владимировна! Она, кстати, соискатель кафедры педагогики ПГЛУ.

– Дмитрий Владимирович, по-моему, вы тоже готовите диссертацию...

– Рассказали?

– Нет, сама догадалась. Я ведь познакомилась с направлениями и программами, по которым работает ваша школа, причем многие из них рассчитаны не на один год и сами просятся в диссертацию – столько опыта.

– Готовить-то готовлю, но вот застрял на последней главе, не знаю, как в нее все вместить.

– Как говорится, наша фирма советов не дает, но можно один – из собственного опыта, газетного?

– Буду рад.

– Он проще простого: завершайте как можно быстрее. И еще вопрос. Как при такой нагрузке вы все успеваете, спорт помогает?

– Не могу сказать, что я такой уж именитый спортсмен, но спорт люблю с детства. Как все мальчишки, гонял в футбол, больше всего нравилось быть нападающим. Занимался современным пятиборьем. И сейчас люблю побороться, помериться силами.

– И победить?

– Конечно. Всегда должна быть цель – победа.

– Кстати, о победах. Вижу ваших ребят: подтянутые, стройные, с какой-то особой осанкой. На соревнованиях не раз наблюдала: в пятнистых формах, беретах, уверенные в своих силах, и недаром. Расскажите, пожалуйста, как их готовите в школе?

– Мы исходим из того, что, по меткому выражению известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, «будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм». Воспитывать высокий моральный дух, героизм, мужество – это традиция военно-патриотического воспитания молодежи в истории России. О ней нельзя забывать, как сегодня это делается нередко. Беспечность среди молодежи выросла до такого предела, что стали слышаться выступления о ненужности Российских Вооруженных Сил. За несколько лет мы просмотрели целое поколение детей, которых абсолютно не интересует судьба страны. Главная задача школы сегодня – преодолеть идеологический вакуум и сформировать общенациональную идею, в основу которой должен быть положен патриотизм.

Мы изучили Программу Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», поставили цели и задачи. Назову только некоторые из них: формирование идейной убежденности в необходимости защиты Отечества и воспитании на основе гражданской нравственности учащихся; развитие физической закалки и выносливости, получение прочных знаний по основам военного дела, приобщение к истории Вооруженных Сил РФ.

– Давайте остановимся подробнее на воспитании и подготовке допризывников к службе в рядах Вооруженных Сил.

– На это направлены учебная база – курс ОБЖ с первого по одиннадцатый класс, программы «Военная физкультура», «История Вооруженных Сил РФ» в военно-спортивных классах – и кадровый состав педагогов. Преподают профессиональные военные – Александр Алексеевич Процких и Игорь Анатольевич Ткаченко, кстати, выпускник нашей школы, который сейчас возглавляет Центр военно-патриотического воспитания молодежи города Пятигорска. Старшеклассники занимаются в военно-патриотическом клубе «Защитник», а в клубе учащихся «Премьер» организована секция военно-спортивной работы. С душой отнеслись ребята к празднованию 60-летия освобождения Пятигорска от немецко-фашистских захватчиков. До сих пор вспоминают и вечер-встречу юнармейцев разных лет, и урок мужества «Пятигорск, опаленный войной», и просмотр документальных кадров об освобождении родного города, и конкурс «А ну-ка, парни!», проведенный совместно с воинской частью 3786. Вообще дружба с этой частью проявляется во многих делах, ценится и детьми, и солдатами. Потрудились и члены школьного научного общества, изучавшие боевые и трудовые традиции пятигорчан, да и вообще весь коллектив.

– Не только город и край знают о том, что учащиеся вашей школы 30 лет назад первыми заступили на Пост № 1 у мемориала «Огонь Вечной Славы». Как продолжается традиция?

– С тех пор несение службы для юнармейцев священно. Караул школы по итогам несения службы объявлен образцовым, лучшие часовые и подчаски награждены благодарственными письмами Центра военно-патриотического воспитания молодежи. Как лучший часовой, Игорь Кузнецов в составе сводного караула побывал в Москве, где заступал на пост № 1 у Кремлевской стены.

Хочется подчеркнуть роль организации осеннего и зимнего этапов игры «Зарница». Это проверка школьного самоуправления, выявление самого лучшего наставника юнармейского отряда в среднем звене. А для ребят 3-8 классов – это школа взросления, товарищества, взаимовыручки.

– А с какого класса начинается работа по военно-патриотическому воспитанию?

– Мы сочли, что начинать эту работу надо с младших классов. Ведь дети в этом возрасте эмоционально восприимчивы, их души открыты для доброго и светлого. Это воспитание любви к малой Родине – к своему городу, школе, уважения к людям труда, ветеранам войн. В младших классах особенно результативны формирование фондов школьных музеев, экскурсии в музей Боевой Славы на Посту № 1, работа музея этнографии, фольклорного ансамбля, организация народных праздников, таких как Ярмарка, Рождество, Масленица. В их подготовке и проведении участвуют и родители учеников.

– Любая деятельность, а особенно по военно-патриотическому воспитанию, имеет смысл, если она ведется в системе. Что же стало приоритетным направлением?

– Прежде всего краеведческая работа в школе, массовая работа, связанная с изучением своего края, своих истоков. Еще раз подчеркну роль школьных музеев, где все предназначено для учащихся, в основном, собрано и сделано их руками. Это музей истории школы, музей Лермонтова, этнографии, Боевой Славы. Экспонаты не пылятся на полках. Каждый, имея свою историю, описан учащимися, упоминается в экскурсиях, проводимых ребятами. Материалы школьных музеев используются и в конкурсах. Так, в городском краеведческом конкурсе «Кавминводы – моя малая Родина» Евгений Ращупкин стал лауреатом, представив работу «Дети подполья Пятигорска»; Ангелина Григорян и Андрей Нагаев тоже стали лауреатам, разработав тему «Экскурсия в школьные музеи». Очень интересно выступил на краеведческой конференции восьмиклассник Георгий Кайванов. Он составил свою родословную и рассказал, какую роль сыграл каждый член его семьи в защите и развитии родного Пятигорска. Это, действительно, серьезное исследование, посвященное 200-летию Кавминвод.

– На базе вашей школы коллегия Министерства образования Ставропольского края совместно с краевым военкоматом обобщила опыт военно-патриотического воспитания учащихся. Что было отмечено как самое главное?

– Наша школа – с углубленным изучением отдельных предметов в 10-11 классах. Есть военно-спортивные классы. В них преподаются военная физкультура, история Вооруженных Сил России, а также математика и физика по усложненной программе – это очень пригодится ребятам, которые выберут для поступления военные училища.

– Как сказывается на практике такая подготовка?

– К примеру, в городской военно-спортивной игре «Зарница-2002» мы заняли первое место. Дело не только в итогах конкурсов и соревнований. Главное, чтобы учитель увидел способности каждого своего ученика. Вот, скажем, преподаватель физкультуры Валерий Александрович Аван-Кахаянц в девятом классе сразу отметил Артема Вдовенко и буквально за руку отвел его в спортивную школу. И он оправдал надежды: ученик 11 класса Артем Вдовенко стал победителем краевого турнира по легкой атлетике 2002 года, занял первое место на Всероссийских соревнованиях по кроссу, став чемпионом России. Летом он отправится в Канаду на соревнования по бегу. Девятиклассник Илья Цыганок стал бронзовым призером по фехтованию юношеских Олимпийских игр в Москве 2002 года. Команда девушек заняла первое место, команда юношей – второе в соревнованиях по баскетболу в рамках городской спартакиады.

– Дмитрий Владимирович, насколько представляю, цель вашей педагогической деятельности – всестороннее развитие личности ребенка.

– Да конечно же! Истина стара, как мир: все закладывается в семье и школе. С первого класса дети занимаются у нас музыкой: каждый овладевает избранным им инструментом. Отсюда в школе самые разнообразные ансамбли, оркестры. Отсюда и лауреатство в городском смотре художественных коллективом, в краевом конкурсе народного творчества «Золотой самородок – 2002». Уже в нынешнем году фольклорный ансамбль школы «Веселуха» получил диплом II степени на краевом смотре-конкурсе оркестров народных инструментов. Десятиклассник Константин Гонтаренко, победитель краевого конкурса по классу баяна, завевал диплом III степени на Южнороссийском открытом конкурсе учащихся музыкальных училищ в Ростове-на-Дону. Костя начал заниматься с первого класса, трижды побеждал в краевых конкурсах. При хорошей учебе в школе одновременно учится в музыкальном училище. И все успевает.

... При мне ребята принесли показать директору только что отпечатанные снимки. Сделаны они на Мойке, 12, в Санкт-Петербурге, откуда недавно Зинаида Александровна Тер-Татевосянц вернулась со своими учениками, которые участвовали в Международной Пушкинской конференции. Уже который год, как коллективный член музея, первая пятигорская школа, направляет своих питомцев по этому святому адресу. Зинаида Александровна настолько увлекла детей Пушкиным, что они стали дипломантами Международной научной конференции «Пушкин и современность» в Санкт-Петербурге. Старшеклассники – лауреаты и дипломанты региональной межвузовской научно-практической конференции «Лермонтовский текст в пространстве и времени».
Как не вспомнить: в Пушкинские ли, в Лермонтовские ли дни в Пятигорске, кто первыми появляется у памятника поэту с трогательными букетиками цветов? Ученики, воспитанники Зинаиды Александровны, которые в ней души не чают. Вместе их можно увидеть на празднике поэзии, в театре, музее. И почувствовать, как прочна и прекрасна душевная связь учителя и учеников.

В официальном документе это отражено несколько иначе, но его хочется привести, потому что в кратких строках – жизнь, посвященная детям: «З. А.Тер-Татевосянц – учитель русского языка, литературы и истории, учитель французского языка, заслуженный учитель РФ, автор составительских программ. Подготовила призеров городских и краевых олимпиад, лауреатов и дипломантов Всероссийских конференций; ведет работу по развитию творческих способностей одаренных детей. Руководит работой школьных музеев».

Заслуженный учитель РФ Алексей Алексеевич Милюхин, учитель высшей категории Елена Юрьевна Извекова, Ирина Григорьевна Кайванова, многие другие педагоги школы – люди творческие. Какие бы предметы они не преподавали, их объединяет главное, без чего нельзя быть учителем, – любовь к детям. Потому и понял педагогический коллектив молодого директора: почувствовал, что все они, как говорится, одной группы крови.

Так вот почему дети всегда спешат в эту школу: здесь их любят. Стремятся сюда и те ученики, чей выпуск состоялся в памятном 43-м, и те, кому предстоит учиться еще многие-многие годы.¶

Нина Островская