Васютина Наталья Алексеевна


Наталья Васютина.


Пятигорская средняя школа № 5 имени А. М. Дубинного с углубленным изучением отдельных предметов в этом году отмечает свое 25-летие. Школа, которая со дня своего основания прочно заняла одно из лидирующих мест среди лучших учебных заведений города.

Обычное типовое трехэтажное здание, которое обрамляют красиво оформленные клумбы, рябинки и пушистые елочки. В здании царят чистота и уют, стены увешаны интересными стендами по военно-патриотической работе, пушкинской и лермонтовской тематике, в светлых и теплых классах стоит удобная мебель, светятся мониторы компьютеров. В помещениях много зелени, в шкафчиках — детские поделки (особенно хорош класс мягкой игрушки) и кругом какая-то чуть ли не домашняя атмосфера. Есть небольшой музей, в котором бережно хранится прошлое и настоящее этой школы, где есть портрет, с которого глядит добрыми глазами седовласый пожилой мужчина — первый директор СОШ № 5 Анатолий Михайлович Дубинный. И есть женщина — изящная, энергичная, красивая, чья стремительная походка и внимательный взгляд обнаруживают в ней хозяйку этой школы, личность незаурядную, яркую, человека ответственного и сильного. Это директор школы Наталья Алексеевна Васютина.

... Ее мама, окончив техникум связи, уехала по распределению в станицу Григорополисскую Новоалександровского района Ставрополья. И осталась там на всю жизнь. Встретила свою судьбу, воспитала троих детей, честно проработала до пенсии на одном месте — сначала рядовым работником, а потом и начальником почтового отделения. Завела хозяйство, живность. Муж ее был строителем, человеком нестрогим, добрым, с трудолюбивыми, крепкими руками.

К педагогике родители не имели никакого отношения, а все их трое детей стали учителями. Дочь Наталья — преподавателем русского языка и литературы, а сыновья — учителями физкультуры.

Наверное, все дело было в школе, в которой они учились. Школа была знатной, родиной первых ученических производственных бригад, опыт которых распространился далеко за пределы Ставропольского края. К ним приезжали делегации со всей страны. Наталья хорошо запомнила торжественный момент награждения коллектива орденом Трудового Красного Знамени. Сама она была секретарем комсомольской организации школы, стояла во главе ученической бригады. Была отличницей во всем. Естественно, что обучение для нее окончилось получением золотой медали. Вуз для поступления она выбрала педагогический. А какой еще, если даже с куклами она играла в основном в школу, видела себя только учителем и иного не представляла!

С огромной благодарностью вспоминает Наталья своих наставников, своего преподавателя русского языка Юлию Яковлевну Климову. Первый вопрос, которым встретила она первокурсников, был неожиданным: поднимите руки те, кто не успел позавтракать. Несколько человек робко потянули вверх свои ладони. «Отправляйтесь в буфет. Надеюсь, десяти минут хватит на то, чтобы съесть булочку и выпить чашку чая?» — этими словами был преподан первый урок нравственного воспитания: в ученике, студенте, ребенке нужно видеть прежде всего человека.

— Она была добрым, замечательным человеком, а преподавателем очень строгим. На первом же диктанте в группе из 25 человек было выставлено 22 двойки! — с улыбкой вспоминает свои студенческие годы Наталья Алексеевна. — За каждую ошибку нам полагалось выполнить по пять упражнений. Мы целые тетради исписывали, но зато грамотность резко поползла вверх.


В прошлом году Наталья Алексеевна встречалась со своими однокурсниками, отмечали 20-летие со дня окончания вуза. Только несколько человек ушло из профессии, в основном мужчины, остальные же, несмотря на низкую зарплату педагога, остались преданными школе.

Институт Наталья окончила с красным дипломом — синдром отличницы! Затем год проработала в ставропольской средней школе № 9.

— Мне так хотелось выглядеть солидной, взрослой. И первое, что я сделала, купила большой-большой портфель, чтобы все видели: идет учительница! — смеется Наталья Алексеевна. — Но когда везла домой тетради на проверку, я их в этот портфель не складывала, всю дорогу прижимала пачку к груди (а ехать домой, к бабушке, у которой жила, приходилось через весь город). Я так гордилась школой, своей работой!

Впечатлением от первого в жизни урока было ощущение огромного, непередаваемого счастья. Наконец-то, ведь она так ждала этого момента! Наталья быстро нашла общий язык с детьми, нашла взаимопонимание с их родителями. Правда, сейчас с улыбкой вспоминает, как на собрании она, тогда еще совсем девочка, учила азам педагогики взрослых солидных людей, давала житейские советы, корила или хвалила кого-нибудь из них. Родители с пониманием относились к ней, видимо, чувствовали в ней искреннюю заботу об их детях.

Ей было жаль уезжать из Ставрополя, жаль уходить из школы. Но еще на втором курсе произошла та судьбоносная встреча, которая в дальнейшем изменила всю ее жизнь.

Наталья всегда была девушкой яркой, видной. От поклонников отбоя у нее никогда не было. Был и жених в институте, и дело шло к свадьбе. А потом случилась летняя практика: у него — в пионерлагере «Салют» на Машуке, у нее — в «Солнечном». И хоть рядом расположены эти лагеря, а разделили они молодую пару навсегда. Уж очень интересным оказался директор лагеря у Натальи. Эрудированный, обаятельный, музыкально образованный — ну не мог Юрий Александрович не очаровать молодую красивую практикантку. Да и сам он при виде больших улыбчивых глаз терял голову. Несколько лет боролись они со своими чувствами, а потом решили соединить судьбы. Тогда Наталья и перебралась в Пятигорск.


К новому месту жительства прирастала постепенно, не спеша. Сначала город завоевал ее сердце красотой улиц, скверов, зеленью терренкуров на Машуке, цветниками и фонтанами. Затем воспоминания о Ставрополе потеснил сын Антон, в котором она не чаяла души и который стал ее радостью и счастьем. И, конечно, школа, работа в которой была продолжением ее второго «я».

Двенадцать лет Наталья Алексеевна проработала завучем в 23-й школе, сроднилась, сжилась с коллективом. Когда ей поступило предложение сменить на посту директора школы № 5 Анатолия Михайловича Дубинного, Наталья Алексеевна растерялась и долго не могла решиться. Страшно ей было, откровенно признавалась она потом.

— На тот момент большую роль сыграла поддержка управления образования и главы города Юрия Васильева. Да и на семейном совете решено было попробовать мои силы в новом качестве, — возвращается мыслями в 1997 год Наталья Алексеевна.

Знала Васютина, что первое время ей будет тяжеловато на новом месте, но что до такой степени... Коллектив принял ее настороженно, люди со всеми вопросами по-прежнему шли к Дубинному. И все именно его называли директором. «Как же так, я же директор!» — с обидой наблюдала Наталья Алексеевна подобную демонстрацию непризнания.

Находиться в одной организации двум руководителям одновременно — старому и новому — испытание не из легких даже для человека с опытом. А Дубинного в школе любили, его авторитет был очень высок. Но именно Анатолий Михайлович первым пришел ей на помощь. Подходил и утешал ее, расстроенную, всю в слезах: «Все хорошо, у тебя все получается, все нормально!» И от этого доброжелательного, чуть окающего голоса, от искреннего сочувствия, сопереживания Наталье становилось легче.


Вместе им довелось проработать два года. Потом Анатолия Михайловича не стало... В 2000 году решением городской думы Пятигорска школе было присвоено его имя. Есть музей, где бережно хранится память об этом замечательном человеке, первом директоре пятой школы.

После ухода Дубинного Наталье Алексеевне понадобилось собрать в кулак всю свою волю, выдержку и самообладание. Одним показалось директорское кресло весьма заманчивым и легкодоступным: неопытна она и слишком молода. Другим стиль ее руководства не нравился: жестковата, излишне требовательна. Третьи решили, что не тем курсом школа идет, не дубининским...

Работала Наталья Алексеевна с утра и чуть ли не до ночи. От переживаний похудела на восемь килограммов. Одно время даже подумывала уйти. Но на ее сторону безоговорочно встали начальник управления образования Вера Павловна Врацкая и вновь мэр города Юрий Викторович Васильев. Да и она сама сумела взять себя в руки.

«Если вам не нравится директор, ищите себе другого и в другой школе. А меня сюда назначили, здесь я и останусь!» Примерно так объявила тогда Васютина людям и начала работать с удвоенной силой. Противостояние, которое длилось около полугода, она выиграла. Кое-кто из коллег поддержал ее сразу, другие, оценив мужество и стойкость нового руководителя, присоединились к ней со временем. С теми же, кто так и пытался внести разлад в работу школы, Васютина простилась.

Момента, когда все наладилось, она, как ни странно, не заметила. Только вдруг однажды поняла, что за спиной находится коллектив людей, которые ей наконец поверили, оценили результаты ее труда и приняли. Она поняла, что с этими людьми ей хорошо и комфортно работать, что они составляют единое целое, что они поддержат все ее начинания, пойдут за ней. Это была победа, это было счастье!


Нет, это не означает, что все трудности остались позади. Коллектив, в котором около ста человек, требует постоянной заботы и внимания. Коллектив в основном женский, а это своя специфика отношений, свои особенности. Женщины более чуткие, более обидчивые, более ранимые.

— Но я и сама женщина, поэтому мне легче поставить себя на их место, понять, помочь. Я всегда помню, что, прежде всего, они люди, у которых есть своя жизнь: мужья, дети, всевозможные болячки, бытовые проблемы и прочее. Каждый человек нуждается во внимании, в добром слове, поощрении в работе. У меня все листки календаря на год вперед расписаны — дни рождения, юбилеи, памятные даты. Я даже летом, когда на море езжу, в мобильном телефоне напоминания себе делаю: кто, как не директор, должен поздравить своего педагога?

Руководитель должен быть дипломатом. Наталья Алексеевна к этому пришла не сразу, бывало, что рубила сплеча. Потом разобралась, что тоньше надо быть, гибче.

Ей нравится демократический стиль общения, простота в отношениях. Но за провинность может наказать крепко, взыскать по всей строгости, правда, на следующий день, если человек осознал свою ошибку, ни о чем не напомнит, не упрекнет.

Да, бывает, что сотрудник ей не нравится, не симпатичен, но в профессиональном плане к нему нет претензий, нет никаких замечаний, он устраивает и родителей и учеников. И в этом случае Васютина не будет выяснять никаких личных отношений. «Я умею отделять мух от котлет», — шутливо резюмирует Наталья Алексеевна.

Но для всех все равно хорошим не будешь, наверняка есть и обиженные на нее.

— Руководитель должен быть требовательным, обязан им быть, иначе дело развалится. Например, нельзя, чтобы учителя опаздывали на уроки. Такого у нас нет. На работу я прихожу за полчаса до начала уроков, а потом всех встречаю у дверей — и учителей и школьников. Это стало традицией. Ну как в таких условиях педагогу опоздать!

Сама Наталья Васютина при своей загруженности могла бы отказаться от уроков — дел и так предостаточно. Но она считает, что директор школы должен быть профессионалом в своем деле, образцом для коллег. Поэтому каждый год берет классы, в которых ведет русский язык и литературу. «Чтобы не потерять форму», — шутит она. Но есть и еще одна причина, по которой она не оставляет преподавательской работы, — любовь к литературе.


— Я обожаю классику! По многу раз готова перечитывать Пушкина, Лермонтова, Толстого. Когда в десятом классе доходим до литературы XIX века, я просто упиваюсь Чеховым, Островским, Салтыковым-Щедриным. Расстраиваюсь, когда вижу компьютерные распечатки текстов на партах. Убеждаю: книга ведь лучше, душевнее, ближе! Увы, современные дети в большинстве своем читать не любят.

Да, это так. Но и в этом вопросе значение школы трудно переоценить. Постепенно, думается, все вернется на круги своя, и россияне вновь станут одними из самых образованных, читающих людей в мире.

Что вообще должно быть главным в учителе? Наталья Алексеевна отвечает, не задумываясь: во-первых, высокий профессионализм и знание своего предмета, во-вторых, стремление к овладению новыми технологиями, в-третьих, человечность, уважение к ребенку.

— Время накладывает свой отпечаток на мировоззрение детей, их восприятие жизни, отношения между собой. Современные дети жестче, циничнее. Но мы в школе не встречаемся со случаями явного, беспредельного хамства. Авторитет учителя здесь все же высок. Очень многое, если не все, зависит от семьи. А сейчас мы очень часто встречаемся с фактами, когда дети не нужны своим родителям.

Васютину подобные случаи бесконечно удручают. Она вспоминает свое детство, тот момент, когда с рождением братьев-близнецов мама не могла уделять ей внимание, как прежде, и все заботы о девочке взяла на себя бабушка. Она окружила ее такой любовью и заботой, что Наталья Алексеевна до сих пор ей безмерно благодарна.

А сейчас все более в обиход входит термин «социальное сиротство», когда при живых родителях — пьяницах, наркоманах — дети остаются один на один с нашим непростым миром. И в этом случае школа — практически единственный институт, который может им помочь не переступить за черту криминальной жизни, не погибнуть.

— Ответственность школы, учителей за судьбу ребенка очень высока. Как быть, например, с 16-летней девочкой, у которой нет родителей, а недавно один за другим ушли из жизни бабушка и дедушка? Опеку оформлять не на кого. Девочка в школу почти не ходит. Что делать? Исключать? Но тогда она точно пойдет по кривой дорожке, пропадет. Уговариваю учителей быть с ней помягче, не ставить двоек, помочь. Спасибо им, входят в положение. Или другой случай. Семиклассник, который по два месяца живет на улице. Причем дома у него хорошие условия, мама выделила отдельную комнату, дедушка купил компьютер. А он почему-то не хочет идти домой. Когда мальчик появляется возле школы, понимаем, что его пригнал к нам голод. И мы притаскиваем его сюда, стараемся отмыть, накормить, уговариваем пойти домой. Где-то я читала, что у учителей очень высок уровень сердечно-сосудистых заболеваний. Так, наверное, и есть: все же через сердце пропускаешь.

Школа существует уже четверть века. Сколько судеб прошло за это время через нее, сколько детей научились смотреть на мир без боязни, вышли в него подготовленными и уверенными в своих силах людьми. Только совместными усилиями родителей и педагогов одних детей можно удержать от падения, другим помочь взлететь. Наталья Алексеевна с гордостью демонстрирует толстую папку, в которой хранится отчет по реализации школьной целевой программы «Одаренные дети». И рядом фотографии тех, кому здесь помогли «расправить крылья». Это Дмитрий Малахов, Виктор Аверков, Юлия Чекунова, Виталий Синявский, Андрей Панасенко, Павел Айвазов, Дмитрий Луговой и Дарья Василькова.

В 1988 году СОШ № 5 получила статус школы с углубленным изучением отдельных предметов, хотя по инициативе А. М. Дубинного занимается этим со дня своего основания. Ясно, что подобная специализация не могла не сказаться на результатах образовательного процесса. Приложенные к отчету диаграммы наглядно демонстрируют уверенный ежегодный рост побед учащихся СОШ № 5 в городских и краевых предметных олимпиадах.

— Труд нашего коллектива дважды оценивали серебряным знаком «Отличник качества Ставрополья». В прошлом году получили звание «Школа высшей категории». Занесены в энциклопедию «Лучшие школы России». А недавно в рамках правительственной программы нам поступило предложение представить пять своих учеников и пять учителей для внесения в энциклопедию «Одаренные дети — будущее России». Нам есть кем и чем гордиться.


Состязательность между учебными заведениями города, конечно, существует. Успехам пятой школы кто-то рад, а кто-то завидует и ревнует, но без этого нельзя, работать иначе не интересно, уверена Наталья Васютина.

— Я по-хорошему честолюбива. Если вижу, что мой коллега добился значительных результатов, то постараюсь его догнать. А если человеку все безразлично — зачем тогда работать?

Но помимо побед и достижений существуют в школе и проблемы, прежде всего, финансовые. В этом году школа впервые стала получать краевые субвенции: выделялись деньги на оборудование, учебники, библиотечную литературу, проведение мероприятий. Но только 42 процента детей обеспечиваются учебниками, все остальные их покупают за счет родителей. Администрация города в этом году выделила около 70 тыс. руб. и накрыла шатровой крышей один корпус. В следующем году планируется отремонтировать еще один. «Нам бы забор хороший да территорию привести в порядок», — мечтает Наталья Алексеевна, хотя школьный дворик и без того привлекает внимание окружающих пышным цветником, красивыми посадками, ухоженностью.

— Да, мы стали больше ощущать внимание города и края, но все равно главными нашими помощниками и спонсорами остаются родители учащихся, за что им большое спасибо. Школа большая, на тысячу человек, кто-то из родителей, возможно, и недоволен тем, что приходится сдавать деньги на содержание охраны, ремонтные работы и прочее. Но ярко выраженных жалоб нет. Почему? Мы стараемся делать наши расходы прозрачными, родительский комитет отчитывается за каждую копейку. А сделано много. Теперь у нас есть современные кабинеты физики и информатики, кабинет психолога, школьный музей, комната евроклуба, дважды капитально отремонтировали спортзал, открыли тренажерный и теннисный залы. Родители видят, что все это делается для их детей.

Девятый год пошел с тех пор, как Наталья Алексеевна Васютина стала директором школы. Девятый год, как и она сама и окружающие считают, что проверку на прочность она выдержала. Крепким оказалась орешком, неподатливым, не по зубам ни обстоятельствам, ни людям. Конечно, успех основывался на силе ее характера и честолюбии, на поддержке единомышленников, которые у нее, конечно, были. А еще на осознании того, что у нее есть крепкий и надежный тыл.

С мужем они прожили вместе уже 22 года. Юрий Александрович стал для нее той каменной стеной, о которую разбиваются все житейские бури и неприятности. Он — кандидат филологических наук, какое-то время преподавал в Пятигорском государственном педагогическом институте иностранных языков, последние годы работает в Предгорной администрации. Переводы свои он, правда, не бросил, уже издал пять книг. В часы отдыха по-прежнему играет на гитаре или саксофоне.

Их сын Антон оканчивает ПГЛУ, вместе с друзьями пытается заняться бизнесом. До самозабвения любит джаз, который готов слушать сутками. Сам частенько по примеру отца берется за саксофон. Посмотрев на своих мужчин, Наталья Алексеевна и сама садится за фортепиано — и готово домашнее трио! Жаль только, что сейчас оно звучит все реже: некогда.

Год назад у Натальи Алексеевны появилось симпатичное увлечение — вышивание. Она и раньше-то любила поработать крючком, навязать кружевных салфеток, которые потом раздаривала. А попробовала вышить картину цветными нитями и увидела результат своего труда — буквально заболела. Теперь, придя домой, она быстро кормит своих мужчин (без нее они даже готовый ужин не разогреют), справляется с домашними делами и садится за пяльцы. Какое наслаждение она испытывает от красоты, которую способна сотворить обычная игла в умелых руках!

Она вообще любит экспериментировать. В консервировании, например. Друзья Васютиных не раз имели возможность оценить вкусовые качества ее маринованных огурцов, которые она делает с водкой и смородиной. А какое вкусное у нее получается грушевое варенье с апельсинами! Так что директора школ могут не только руководить, хозяйки из них получаются тоже неплохие!


Надежное плечо мужа


— Жаль, на многое времени просто не хватает. Все забирает работа. Даже летом: отпуска ведь практически не бывает. Единственное, что удается себе позволить, — вырваться дней на десять на море, в Анапу. Я не люблю нецивилизованный отдых, палатка — это не для меня. Мне нравится толчея на набережной, запах кофе, музыка, огни. Люди мне не мешают. Я вообще урбанистка, люблю большие города, запах метро, гудящий вокруг транспорт, гомон толпы. И хотя по сути своей далеко не путешественница, с удовольствием бываю в Москве или Санкт-Петербурге. Правда, случается это редко. Как-то по линии евроклуба вместе с учащимися побывала в Болдино, Суздале, Владимире — незабываемая была поездка! А все остальное время нахожусь в школе, даже летом. Нужно проследить за ремонтом, все проверить, организовать, достать деньги, стройматериалы, транспорт. Забот хватает!

С трудом представляется, как эта элегантная, всегда ухоженная женщина взбирается на крышу или спускается в подвал. Но гены отца-строителя в ней явно сказываются. Рабочие привыкли, что хозяйка школы всегда на месте, всегда рядом, что от ее цепкого взгляда не ускользает ничего.

— А как же иначе! Я отвечаю за все, что происходит в этих стенах. За безопасность детей, за хорошие условия работы, за тепло и чистоту в здании.

Да, участь руководителя, его предназначение в этом и заключается — полностью отвечать за вверенное тебе дело! Но часто выступая в роли завхоза, снабженца, строителя, они тем не менее остаются в первую очередь педагогами. Людьми, для которых важнее нет дела, чем воспитание своих учеников, наполнение их нужным содержанием, теми знаниями, которые помогут им стать настоящими людьми — умными, сильными, порядочными.

— Сейчас рядом со мной работает стабильный и крепкий коллектив единомышленников, Учителей с большой буквы. Это В. В. Почуева, И. В. Коваленко, И. С. Головинская, С. Н. Артемов, Л. Г. Аванесян и многие другие. Моя задача — сохранить этот замечательный коллектив, не растерять людей. Хочется вспомнить добрыми словами и наших товарищей, ушедших из жизни: Льва Моисеевича Бродского, который создал и вел здесь уникальные курсы, Эдуарда Юрьевича Почуева — преподавателя ОБЖ, который работал здесь со дня основания школы. Утешает в этой ситуации одно: на смену ушедшим приходят новые, причем нам везет на хороших людей. Особенно приятно, что около тридцати наших выпускников вернулось к нам уже в качестве учителей. Так и осуществляется преемственность поколений!

Елена Куджева