Бердиев Исмаил-Хаджи

 


Когда я слышу распространенное в последние десятилетия выражение «лицо кавказской национальности», признаюсь, это вызывает у меня очень противоречивые ощущения. Главным образом — огорчает! Считаю, слова эти придумали те, кто хочет обидеть нас. Те, кто не понимает, что такое Кавказ и кавказец. Кто создал для себя негативный образ Кавказа, абсолютно не соответствующий реальному. Люди, живущие здесь, понимают иначе: кавказец — понятие положительное, гордое даже. Любой, кому скажешь, что ты родился на Кавказе, считает это за честь, потому что это означает — добропорядочный, честный, защитник. Думаю, нужно больше разъяснять это, особенно живущим вдали от Кавказа, помогая преодолевать такое искаженное представление.

Встречая человека, знакомясь с ним, всегда стараешься для себя определить: кто перед тобой, каков он? Какой он национальности, какой веры, каково его материальное положение — это все вещи второстепенные. Для меня главное — хороший ли это человек вообще. Мое поколение выросло в Советском Союзе, и надо сказать, тогда не было принято считать, кто из нас к какой национальности или социальной группе принадлежит, какой веры придерживается. После развала Союза настал период своего рода самоопределения — кто из нас какой национальности и какой веры. И, к сожалению, этот процесс нередко приобретает крайние формы. Наверное, отчасти это объяснимо тем, что прежние духовно-нравственные ценности ушли в прошлое, а новые еще не до конца определены. Думаю, в решении этой задачи важная роль принадлежит религии, именно она способна все расставить по своим местам. Вряд ли нужно доказывать очевидное: деятельность традиционных конфессий основывается прежде всего на оценке качеств личности с точки зрения общечеловеческой. То, что ниспослано от Всевышнего, — единое правило для всех: и мусульман, и православных, и иудеев... Если все мы поймем это главное и будем им руководствоваться, многие вопросы решатся в сегодняшней жизни.

Что скрывать, порой еще приходится сталкиваться с проявлениями национализма на бытовом уровне, хотя должен отметить, что постепенно эти явления отступают. Вопрос: как следует к ним относиться? Через диалог. И тогда видишь, что есть люди, которые хотят тебя понять, а есть такие, кто и слышать не хочет ничего, что якобы противоречит его убеждениям. Собственно, вся моя работа в статусе главы Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края и направлена на разъяснение базовых духовных ценностей, а у нас на Кавказе на первом плане среди них — доброе отношение к соседу, миролюбие, готовность прийти на помощь. Пока что мусульманские общины испытывают определенный «голод» в кадрах священнослужителей, которые могли бы нести в народ эти понятия. Здесь мы видим необходимость изучения молодежью со школьной скамьи заповедей Всевышнего, слова Божьего: это пойдет только на пользу, поможет обществу воспитать здоровое и нравственно крепкое молодое поколение.

Много разных национальностей живет на Кавказе, и, конечно, люди, придерживаясь традиций своего народа, вместе с тем присматриваются к образу жизни и обычаям соседей. И обязательно отмечают все лучшее, доброе, светлое. Когда я вижу новый для себя обычай или обряд у соседей иной национальности, стараюсь получше узнать, на чем основывается их обычай, каково его значение, его исторические корни. И когда все это поймешь, то и сами люди, соблюдающие эти обычаи, становятся ближе. Простой пример: русские, встречая гостя, подают ему хлеб-соль. Очень красивый и одновременно символичный обряд. Испытываешь приятные чувства от того, что хозяин таким образом показывает свое расположение, предлагая разделить вместе трапезу. И таких добрых примеров у каждого народа немало. А все вместе они составляют неповторимую картину кавказского бытия.

Факт, признанный всеми: в национальных республиках Северного Кавказа практически нет одиноких брошенных стариков и отсутствует социальное сиротство. Давайте задумаемся — почему? С моей точки зрения, как религиозного деятеля, все это опять идет от нашей веры, от Всевышнего: ты обязан заботиться о том человеке, кто тебя вырастил, воспитал. Это у кавказцев в крови. То, что сегодня мы иногда наблюдаем противоположное, особенно у молодежи, можно объяснить отрицательным воздействием наводнивших нашу страну чуждых влияний и установок. Мы не должны этого допускать! Нам такие, с позволения сказать, «ценности» не нужны. На Кавказе свои веками проверенные законы и обычаи, которыми мы по праву гордимся и которые должны всячески сохранять. Стариков у нас всегда уважали, а слабых защищали. И так должно быть и впредь.

В последние годы в обиход вошло такое понятие, как толерантность. Вообще-то, в этом понятии нового ничего нет, это все то же доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, к его образу мысли и поступкам. И если еще не все наши сограждане придерживаются этого, надо аккуратно и грамотно разъяснять важность взаимотерпимости. Для многонациональной России толерантность — отнюдь не просто красивый термин, а жизненно необходимая установка. Судьбой нам суждено жить вместе на этой земле. И в этом плане Кавказ опять же можно принять за образец именно такого подхода. Здесь человек с пеленок ощущает себя в единой, хотя и многообразной большой семье народов, понимает, насколько при всем нашем различии у нас много общего. Повторю еще раз: в основе всех религий, ниспосланных нам Всевышним, одни и те же ценности. Что-то мы в суете лет подрастеряли, поэтому и озабочены выяснением собственной идентичности — кто мы, откуда, каков наш дальнейший путь. Нам нужно постараться вспомнить и вернуть в жизнь все лучшее из нашего общего исторического прошлого. Я вижу в повседневной жизни массу примеров в подтверждение нашего единства. Мы регулярно встречаемся с деятелями православной церкви, обсуждаем волнующие общество проблемы. Ярким событием в этом плане стал в текущем году отмеченный самой широкой общественностью Юга России юбилей епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, когда в Ставрополе собрались представители всех субъектов региона, всех ветвей власти, всех религий, самых разных общественных организаций. Эта встреча стала своего рода форумом нашей дружбы и нашего взаимопонимания. Это взаимопонимание выражается и в наших конкретных совместных действиях. Так, с владыкой Феофаном мы намечаем провести в ближайшее время съезд православной и мусульманской молодежи, чтобы между молодыми представителями республик, краев и областей, вероисповеданий и национальностей состоялся диалог. Я не сомневаюсь: им будет о чем поговорить. Потому что у всех нас очень много общего, прежде всего — судьба нашей общей Родины — России, будущее которой — в руках молодых.

Исмаил-Хаджи Бердиев,
главный муфтий Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края


Наталья Быкова