Купченко Ирина Петровна


Появление на экранах фильма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» в свое время стало значительным явлением в отечественном кинематографе. Перед глазами зрителей оживали события русской истории, с книжных страниц сходили и обретали плоть люди, чьи имена вызывали восхищение и трепет многих последующих поколений. Одной из самых пронзительных и ярких картин в фильме стала сцена объяснения княгини Екатерины Трубецкой, которую играет Ирина Купченко, с томским губернатором (Иннокентий Смоктуновский). Как замечательно актриса сумела передать хрупкость и силу этой легендарной женщины, ее человеческое достоинство и мужество, ее верность данному перед алтарем слову. Тонкие, протянутые для кандалов руки, чуть поникшие под неотвратимостью судьбы плечи, гордый аристократический профиль... Такими, наверное, они и были — декабристки, последовавшие за мужьями в Сибирь. Женщины, чья жертвенность и храбрость и сейчас вызывают восхищение.

— Я с огромным интересом играла эту роль, этот удивительный характер, — вспоминает Ирина Петровна. — Как могла эта слабая, изнеженная женщина из богатой и знатной семьи, родственной самому царю, бросить все и поехать через всю Россию к мужу-каторжнику? Добровольно лишиться прав, титула, привычного комфорта, в то время как и государь и синод разрешили всем им развод? Но при венчании они дали обет быть рядом со своими мужьями и в счастье и в несчастье. И сдержали свое слово. Какое же в них было чувство долга, какая ответственность перед близким человеком!

Сегодня, когда ежегодно распадается половина браков, когда многие молодые люди не понимают до конца степень своей ответственности перед супругом, детьми, обществом, поступок декабристок предстает во всем своем величии.

Родилась Ирина в Вене, где одно время служил ее отец, детство провела в Киеве. Родители благожелательно смотрели на увлечения дочери сначала танцами, а потом театральным кружком. Но для балета Ирина оказалась слишком высокой, а о театре ее отец, человек военный, и мать, учитель английского языка, даже слышать не хотели — они не считали актерскую профессию серьезной базой для обеспеченной и достойной жизни. Уступая им, Ирина поступила в Киевский университет на романо-германское отделение. Но детская мечта о театре не исчезала, и после окончания первого курса Ирина поехала в Москву. Неделю ночевала на вокзале, потом кое-как устроилась, поступила в театральное училище имени Щукина.

Ирина Купченко считает себя счастливым человеком, говорит, что и женская и актерская судьба сложилась у нее удачно. Она вышла замуж за человека, который был и остается кумиром миллионов людей, чье красивое и мужественное лицо и сейчас смотрит с обложек журналов и телеэкранов, чей раскатистый мелодичный голос не перепутать ни с чьим. Василий Лановой — один из самых популярных артистов советского кино. У них два сына — Александр и Сергей, названные в честь Пушкина и Есенина. Сыновья не пошли по стопам своих звездных родителей, один стал историком, другой — экономистом.

Еще студенткой Ирину заметил и пригласил в свой фильм Андрей Кончаловский. Роль Лизы Калитиной в фильме «Дворянское гнездо» принесла ей известность и закрепила за ней образ тургеневской девушки — красивой, умной, тонко чувствующей. Кончаловский снимал ее и в следующих своих картинах: «Дядя Ваня», «Романс о влюбленных», «Ближний круг». Его она считает одним из главных режиссеров своей кинематографической карьеры, человеком, который научил ее многому.

— У него есть замечательное качество — умение работать с актером, — не раз подчеркивала Ирина Петровна. — Это особый талант, которым обладает далеко не каждый режиссер. Кончаловский умеет объяснить, рассказать, настроить, подготовить. У него всегда хорошо играют актеры.

Купченко вообще везло и с режиссерами и с партнерами. С ней работали Марк Захаров, Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин, Валерий Фокин. А какие звездные актеры были ее партнерами! Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Олег Янковский, Михаил Ульянов, Олег Даль, Александр Збруев, Леонид Филатов, Андрей Миронов, Виталий Соломин, Евгений Киндинов и многие другие, перечисление одних только имен вызывает восторженный трепет у любителей кино.


Влюблялась ли она в своих партнеров? Нет, отвечает Ирина, это мешает работе. «Но чтобы выстроить в фильме достоверные и искренние отношения, пытаешься развить в себе чувство симпатии, уважения, теплоты к актеру, найти взаимопонимание».

Хотя зачастую этого просто не требовалось: «Все по-настоящему крупные артисты в жизни очень скромны и неприхотливы, они большие трудяги и доброжелательные люди. Рядом с ними не ощущаешь никакого стеснения, дискомфорта, никакого зажима. Наоборот, это большое счастье, когда возникает возможность играть с большим артистом. Во-первых, ты многому у него учишься, а во-вторых, бессознательно или сознательно подтягиваешься к его уровню».

А вообще Ирина Петровна — человек азартный, увлекающийся. По ее собственному признанию, во время игры в покер она очень нервничает и переживает. Это настолько не вяжется со сложившимся за многие годы образом сдержанной и довольно закрытой женщины, что на ум невольно приходит мысль о подводной, гораздо более обширной части айсберга, не видной невооруженному взгляду. Купченко не любит давать пространные интервью, говорить о личной жизни. Она не мелькает на светских тусовках и страницах скандальной прессы. Излишнюю откровенность некоторых звезд и нездоровое желание прессы ворошить чужое белье Купченко считает патологией. И в этом еще раз подчеркивается ее человеческое и актерское достоинство, планку которого она никогда не опускает.

Разговаривать с ней не просто. Внимательный взгляд, остроумные, иногда категоричные ответы, дистанция, которую она умело и тонко держит. Но за всем этим не чувствуется высокомерия, надменности, скорее обычная настороженность, которую частенько вызывает журналистская братия. Постепенно, с каждой фразой смягчается выражение глаз, и наружу проступает не просто умная и красивая женщина, а человек неравнодушный, глубокий, полный чувств и огромного скрытого темперамента.

— Женщины во всем мире много лет боролись за эмансипацию. И добились ее. Теперь не знают, что с этой эмансипацией делать, — не скрывает своих взглядов Купченко. — Им приходится выполнять не только женские обязанности — растить детей, вести хозяйство, но и делить с мужчинами их обязанности — зарабатывать деньги, спасать семью, государство. Женщина — вообще удивительное создание, особенно русская, которой столько пришлось пережить, столько вынести на своих плечах. Несмотря на то, что я актриса скорее лирического плана, мне всегда интересно было играть сильные характеры, интересные судьбы.


О фильме В. Криштофовича «Одинокая женщина желает познакомиться» писали много. В нем Купченко как раз играет такую внешне очень благополучную женщину, у которой есть все — работа, хорошо обставленная квартира, достаток и... одиночество.

— И оказывается, что смысл жизни заключается не в той пресловутой независимости, о которой мечтает большинство женщин, не в материальном благополучии и свободе выбора, а в ее биологическом, божеском предназначении. Она должна любить и быть любимой, она должна рожать и воспитывать детей, она должна быть просто счастливым человеком. И поэтому героиня фильма в дождь, в темень бежит по улицам и расклеивает объявления: «Одинокая женщина желает познакомиться…», а потом ищет того единственного, кого ниспослала ей судьба. И пусть он опустившийся и сломленный человек, у нее появляется возможность заботиться о нем, кормить его, обстирывать, спасать от самого себя, быть рядом с ним женщиной.

Ирину Купченко отличает умение передать тончайшие чувства и эмоции человека, передать скрытый драматизм душевных переживаний. У нее говорящие глаза, проникновенный голос, красивая улыбка. В большинстве своем она играла женщин, по возрасту намного старше себя, с нескладной, неустроенной судьбой. Ей это удавалось блестяще. Стоит только вспомнить работы Купченко в фильмах Ильи Авербаха «Чужие письма», Юрия Райзмана «Странная женщина», Никиты Михалкова «Без свидетелей», Владимира Мельникова «Отпуск в сентябре». У нее уникальная способность создавать психологически убедительные образы женщин с богатым внутренним содержанием, чья природная гордость и порядочность вступают в противоречие с миром цинизма, фальши и жестокого равнодушия. Она умеет передать этот душевный надлом, разрывающую сердце боль, растерянность и одновременно невероятную жизненную стойкость и доброту.

Через много лет в рождественской сказке по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» Купченко вновь предстает перед зрителями в образе одинокой стареющей женщины, практически потерявшей надежду на счастье. Но она появляется, проступает под тихое кружение снежных хлопьев, торжественный бой курантов и брюзжание молодящегося язвенника-холостяка. Олегу Янковскому, который выступил здесь не только актером, но и в соавторстве с Михаилом Аграновичем режиссером фильма «Приходи на меня посмотреть», удалось сотворить чудо доброй и трогательной сказки, где смирение и жертвенность главной героини, которая на глазах преображается в красивую и обаятельную женщину, справедливо вознаграждаются. У этой рождественской истории хороший конец. И это замечательно.

В ее актерской палитре нет кричащих красок и резких мазков, четко очерченные линии она заполняет полутонами, светлой прозрачной акварелью. Созданные ею образы никогда не дают готовых ответов, их хочется домысливать, доигрывать, дорисовывать.

В недавно вышедшем на экраны фильме Станислава Говорухина «Благословите женщину» Купченко сыграла мать главной героини. Роль небольшая, но запоминающаяся своей бесхитростной добротой и искренностью. Ирина Петровна радуется, что наконец-то перестали снимать одни криминальные истории, что появилась картина об обычной женщине с такой узнаваемой, трудной, похожей на тысячи ее современниц судьбой.

Возможно, поэтому она откликнулась на приглашение озвучивать документальный фильм о простой сельской учительнице и приехала в ставропольскую станицу Марьинскую и, несмотря на пронизывающий, не по-весеннему холодный ветер, несколько часов провела у кинокамеры.

Совершенно иной предстает Ирина Купченко в сериале Александра Орлова «Хроника любви и смерти» о жизни Александра Второго. Здесь она играет роль императрицы Марии Александровны и демонстрирует иную стать, иной взгляд, иное содержание. Как и в спектакле Валерия Фокина «Последняя ночь последнего царя», где Купченко играет «не просто императрицу, а царственную женщину». Критики, благожелательно встретившие эти работы, писали, что в этих ролях Купченко сумела соединить все качества, присущие понятию «русская женщина»: жена, мать, соратница и защитница. Сумела показать достоинство русской женщины, которого в ней и самой так много.

На вопросы о любви она только отмахивается: «Об этом говорите с молоденькими девочками». И добавляет, что это давно не актуально. Но, по большому счету, вся ее кинематографическая и театральная деятельность — это гимн Любви, гимн Женщине. Только очень сдержанно, очень нежно — полупоклоном, полувздохом, полувзглядом. Языком Пушкина и Гомера, музыкой Чайковского и Шопена.


Помните, какая она в «Обыкновенном чуде» у Марка Захарова? Грациозная, умная, строгая и очень ранимая, чуткая. Такой и должна быть жена настоящего волшебника. Но другой режиссер, которого она очень любит за добродушное обаяние и талант, вдруг предлагает ей роль интеллигентки-неудачницы в фильме «Старые клячи», придумывает невероятные, нелепые ситуации. И Купченко покорно моет на холоде автомобили, возит по паркету шваброй, танцует, поет и безмерно радуется замечательной актерской компании — Людмиле Гурченко, Лии Ахеджаковой, Светлане Крючковой, Николаю Фоменко и другим, с которыми ей так легко и непринужденно работается.

Купченко — актриса одного театра. Раз вступив на вахтанговскую сцену, не изменяла ей никогда. Предложения других театров не принимала, а вот на антрепризу вдруг откликнулась

— Не понимаю снисходительного к ней отношения. Антреприза — это исторически сложившийся в России способ существования театра. Ведь академических репертуарных театров и раньше было немного: «Комеди Франсез», «Ковент-Гарден», «Ла Скала», «Мариинка» и еще несколько по всему миру. Все остальное была антреприза. Во времена перестройки она не дала умереть с голоду многим актерам, чьи театры не имели возможности ездить на гастроли, ставить новые спектакли. К сожалению, отсутствие денег, убогость декораций, слабый репертуар и недобросовестность иных артистов первое время компрометировали антрепризу. Но все это в прошлом. Сегодня антреприза вновь существует как хороший профессиональный театр, дающий возможность самовыражения актеру, реализации его творческих притязаний и экспериментов. Самое главное, что в театр вернулся зритель.

Спектакль «Свободная любовь» очень популярного в Москве режиссера Андрея Житинкина с успехом идет по всей стране и за рубежом. Ирину Купченко привлекла смешная и немного трогательная история, в которой есть место и переживанию, и юмору, и глубоким серьезным размышлениям. Режиссер сумел гармонично соединить в спектакле интерес публики и достаточно высокий профессиональный уровень. В результате — успех, аплодисменты и удовольствие от работы.

Сведения о личной жизни актрисы скупы. Она не афиширует уклад жизни, взаимоотношения с близкими. Говорит, что любит свою дачу в Подмосковье — двухэтажный ухоженный дом с симпатичным газоном и подступающим близко лесом. Здесь не выращивают капусту и свеклу, здесь наслаждаются высотой неба, вдыхают аромат цветущих яблонь, пьют чай со смородиновым вареньем, читают книги и слушают тишину. Ирина Петровна далеко не белоручка, любит копаться в земле, сажать цветы, ей доставляет удовольствие красить какой-нибудь бесконечный забор и неторопливо... вышивать крестиком. Последнее, возможно, было шуткой, но почему-то кажется, что с пяльцами и иголкой она управляется довольно ловко.

Любопытно, что они с мужем никогда не говорят о работе дома — «чтобы не портить нервы». И договорились не сниматься в одних и тех же фильмах.

Ей так хочется красивой и достойной судьбы России, о которой она говорит с болью, горечью и невыразимой гордостью. Она верит в ее разумное и сильное начало, в ее несомненное предназначение.


— Не может погибнуть Русь, зарождавшаяся на крошечном пятачке глинистой земли, где даже не было чернозема. Кровью и потом русских людей она превратилась в державу, которую не смогла одолеть ни одна армия мира. И не сможет, потому что Россия поднимается с колен, уже поднялась, чем безмерно раздражает весь мир. Как смогла она это сделать после своего великого падения, за счет чего? За счет силы духа нашего народа, его веры. Только веруя в Бога, Россия сможет преодолеть разнузданность и цинизм нашего времени, его растлевающее влияние на умы молодого поколения. Как необходимы в этом устремлении единство церкви и государства, четкость и ясность целей. И тогда русский человек вновь станет прежним, для которого понятия совесть и доброта всегда были естественными.

Ирина считает, что воспитывать нужно не лозунгами и призывами, а только собственным примером, пусть не громким, но искренним поступком. И сама подбирает на помойке брошенных собак, выхаживает упавшую с пятого этажа кошку. Преклоняет в церквах колена, молится о близких ей людях, молится за страну и ее будущее. А на сцене живет жизнью других, чтобы очищать людские души высоким искусством перевоплощения.

Елена Куджева