Кихель Татьяна Георгиевна

Секрет профессионального успеха Татьяна Кихель для себя вывела давно: всегда идти на работу – работать. Думать о том, что должна выполнить поставленную задачу так хорошо, насколько возможно. Без самоотдачи, трудолюбия, будь ты семи пядей во лбу, ничего не получится. Будут люди, которые поведут по дорожке, и будет удача. Но на каком-то этапе, если не будешь работать сама, сорвешься.

Эта история передается в семье Татьяны Кихель из поколения в поколение. Поздним вечером в окошко дома в одном из городков Западной Украины постучали. Доброжелатель принес страшную весть: семью внесли в списки на раскулачивание. На семейном совете приняли решение: уезжать. За ночь собрали необходимые вещи. А утром сели в поезд, следующий на Юг. Назад пути не было. Все то немногое, что удалось взять с собой – завязанные в узелок деньги и драгоценности – маленькая мама Тани, играя, выбросила в окошко вагона. Без денег, без имущества, без права на прошлое они приехали на Кавказ. Приехали, чтобы начать все с начала.

Сколько Таня себя помнит, она всегда что-то писала. Заметками юной ученицы пятигорской школы № 3 пестрели стенные и молодежные газеты, вестники и альманахи. К моменту окончания 10-го класса для нее все было решено окончательно и бесповоротно. В том, что жизнь сложиться удачно, она не сомневалась ни секунды. Как минимум на ближайшие 100 лет имелся четкий план: золотая медаль, институт, замужество, семья, профессиональный успех. На это были основания: добрые и любящие родители Татьяны поддерживали самые смелые мечты детей.

Все произошло почти так, как она планировала. Первые два экзамена на престижный факультет журналистики Московского государственного университета она сдала на пятерки. На третий, языковой, победительница школьных олимпиад по немецкому, гордость педагогов, шла, уверенная в успехе. Восторженная, смелая. Без пяти минут студентка. Но после неожиданного строгого окрика преподавателя от уверенности не осталось и следа – Таня не смогла вымолвить ни слова. Это была крах. Первая в ее жизни трагедия. И, как оказалось, первый шаг на длинном и сложном пути, где падать и подниматься, возвращаться и начинать сначала ей придется еще не раз.

Вернувшись в Пятигорск, Таня пошла работать внештатным сотрудникам на местную студию телевидения. И... влюбилась. В профессию с названием тележурналист. В камеры, микрофоны, монтажи. Первые, трудные уроки специальности она получила на практике. И когда поехала поступать снова, неприступная альма-матер покорилась. Впрочем, стать выпускницей главного вуза страны ей так и не удалось. Татьяна была на втором курсе, когда младший брат закончил школу и отправился постигать азы радиотехники в Минск. Учить двух детей в разных городах небогатой семье фармацевтов оказалось не под силу. Заканчивала Таня учебу уже на отделении телевидения Белорусского государственного университета. За полгода досдала разницу в предметах, осилила полный курс белорусского языка и литературы. Этот поэтический нежный язык она любит и сейчас. С удовольствием читает и переводит. А тогда на белорусском писала, говорила, делала передачи на республиканском телевидении. Однако после получения диплома, не раздумывая, вернулась домой. На родную пятигорскую студию.

Это было особое время. Время смелых начинаний и дерзких планов. Время юных. Молодежная редакция Пятигорской студии телевидения собрала под своей крышей лучших выпускников МГУ. Тогда же появилась в эфире знаменитая программа «Семь». В середине 70-х это был свежий ветер, «бомба», как принято говорить сейчас. Семь дней недели, семь страничек, семь музыкальных номеров. Яркие молодежные материалы, живая современная музыка и никакой записи. Все то, что считалось тогда едва ли не неприличным. Программа появлялась на телеэкране в 21.30, и в это время жизнь в городе затихала. Работа была напряженной, но Татьяна ее обожала. Это было счастье. И свобода. А потом... потом началась ответственность за эту свободу.

Программу хорошо воспринимали зрители, но плохо – партийное руководство. Для старшего редактора Тани Кихель (тогда Рожковой) взыскания и вызовы на ковер едва ли не после каждой передачи стали обычным явлением. Тогда она не была, что называется, гибкой. В запальчивости молодости говорила только то, что считала правильным. Это не прощалось. Вскоре Таню поставили перед выбором: или она уходит с телевидения, или ее исключают из партии. Последнее значило потерять все. А Татьяна не имела права думать только о себе: к тому времени у нее уже была годовалая дочь. Остаться с позорным пятном на биографии означало поставить крест и на ее будущем.

С телевидения пришлось уйти в курортную сферу, на должность методиста по культурно-массовой работе. О новом деле не знала практически ничего, но, проработав несколько лет стала – ни много ни мало – директором общекурортного Дома культуры. А потом вновь наступил крах.

Татьяне поручили организовать концерт в «Ленинских скалах», на котором в качестве зрителей должны были присутствовать и представители местной партийной элиты. Тогда все партийные концерты проходили одинаково: сначала выступал хор, затем танцоры, лишь под занавес разрешалась к исполнению пара эстрадных номеров. Но в зале помимо десятка партийных функционеров присутствовали полтысячи отдыхающих, и Таня, справедливо, как ей казалось, определив приоритеты, приняла решение начать концерт... с выступления эстрадного оркестра. После окончания действа зал потонул в овациях, а за кулисами разразился скандал. «Где хоры?» – кричали Тане. Сейчас она со смехом говорит, что эти самые злосчастные хоры преследовали ее всю жизнь. Еще в должности редактора программы «Семь» ее вызывали в Ставрополь, в комитет по телевидению и радиовещанию на разбор за то, что включила в очередной выпуск «Соловьиную рощу» Льва Лещенко. «Как вы могли начать программу с этой легкомысленной песни, когда у нас есть такие замечательные хоры?» – распекали Татьяну. И снова, как в тот раз, у нее была возможность остаться. Попросить, поплакать, покаяться. Но, как и тогда, она не стала, вновь начав жизнь с чистого листа.

В середине 80-х в Пятигорске только-только распахнул свои двери для курортников новый санаторий «Зори Ставрополья». В этой здравнице для Татьяны нашлась малопрестижная должность культорганизатора. А через некоторое время была победа на профессиональном конкурсе и пост заместителя главного врача по культурно-массовой работе.

Дружный, славный коллектив. Молодые талантливые коллеги. Замечательные концерты, в которых участвовали все сотрудники – от пожилых до молодых. Татьяна вспоминает это время, как одно из самых счастливых в ее жизни. А в 89-м, когда номенклатурные барьеры пали, у нее появилась возможность вернуться на телевидение. К любимой работе. К друзьям – коллегам по молодежной редакции. К тому времени Валерий Агафонов стал главным редактором. Татьяна Яремчук – главным режиссером. Они приняли, помогли освоиться. Но с того момента, как Тяня оставила эфир, прошло много лет. Изменилась техника, приемы, сам стиль работы. И это было еще одно начало. Но она была счастлива. Работала изо всех сил. Командировки, монтажи. Ни выходных, ни праздников...

В 93 году Татьяне Кихель предложили стать главным редактором студии. Она предложение приняла. И занимает этот пост уже десять лет. Это были непростые годы, когда ломались старые устои. Менялись власти, обстановка в мире и внутри страны. Время, когда можно было делать все, но никто не знал, что такое все и как это делать. Сейчас она может сказать смело: студия обошла крайние, острые углы телевизионной реформы. Но и не скатилась в болото прошлого. Татьяна не одна определяет стиль и характер работы. Ее партия в хоре – одна из главных, но далеко не сольная. Есть генеральный директор, есть президент СГТРК, в которую входит студия. Есть руководство Всероссийской государственной телерадиокомпании. И все же от нее по-прежнему зависит очень много.

Она старается беречь лучшие традиции одной из первых студий страны. Годами складывавшуюся определенную ТВ-культуру. Многие молодые региональные компании находят яркие красочные формы, иногда удачные, но, увы, однодневные. Их портит скороспелость и неграмотность. Пятигорская студия никогда не ставила своей целью быть авангардным СМИ. Не отстать и не бежать вперед – вот основная задача, и она, как оказалось, вполне достижима. И не только победы на отраслевых и всероссийских конкурсах подтверждают это. Сегодня у студии есть не только признание коллег, но и любовь зрителей. «N-ая часть» Ирины Бережной, «100 лиц» Валерия Перевозчикова, и конечно, «Время местное». Эта передача выходит на экраны каждый день в течение 5 лет. И каждый день операторы прямого эфира принимают не менее 50 звонков от взволнованных, благодарных, заинтересованных зрителей. Этот проект Татьяны ей особенно дорог. На протяжении 10 лет совершенствуются и новостные программы. Сегодня в мощный информационный комплекс входят Ставропольская и Пятигорская студии телевидения, региональный телеканал «Ставропольский меридиан», радио «Пятая вершина», радио «Русь». Будущее регионального телевидения тесно связано с Всероссийской телерадиокомпанией. Сегодня она объединяет 89 местных компаний страны, образуя крупнейший в мире государственный канал. Задача местных СМИ – работать на уровне второго канала. Это сложно. И не потому что местные журналисты недостаточно талантливы. Несравнимы условия работы. И впереди – серьезный процесс совершенствования.

Что касается самой Татьяны – сейчас в ее жизни период затишья. По-прежнему рядом, как и на протяжении всех этих лет, ее близкие. Дочь Ольга в прошлом году закончила Пятигорский государственный лингвистический университет, в этом – получит диплом технического. Еще на третьем курсе она начала делать сюжеты для «Времени местного» и сейчас работает над этой программой. Муж, Алексей Кихель, архитектор, член Союза архитекторов России, автор зданий Сбербанка на улице Кирова и Белой Ромашке, множества кафе и административных сооружений.

Сильным человеком Татьяна себя не считает и семья – ее надежная опора. Секрет же профессионального успеха Татьяны Кихель для себя вывела давно: всегда идти на работу – работать. Думать о том, что должна выполнить поставленную задачу так хорошо, насколько возможно. Без самоотдачи, трудолюбия, будь ты семи пядей во лбу, ничего не получится. Будут люди, которые поведут по дорожке, и будет удача. Но на каком-то этапе, если не будешь работать сама, сорвешься.

В долгом отдыхе для восстановления сил Татьяна не нуждается. Позволяет себе пару дней в замкнутом пространстве после долгих периодов работы. Шейпинг – потому что любит движение, шитье – потому что нравятся красивые вещи. Общение с друзьями – потому что ценит искренность и честность. Чтение – потому что остается верна любимым авторам по сей день. Как и любимой работе.

Сегодня она вместе с коллегами из руководства СГТРК работает над новой концепцией регионального телевидения. А значит – грядут перемены. В новом сезоне появятся новые программы, изменят облик прежние. Надо думать, планировать, снимать, монтировать, воплощать. А, как знать, возможно, и начинать сначала. Татьяне не привыкать. ¶

Мария ГУЛЕВСКАЯ