Сайт создан при поддержке Общественной палаты РФ
 

 


Пожалуй, нет человека на Земле, который не мечтал бы познакомиться с Далай-ламой и припасть к «высшему океану мудрости». Благословенны те, кто приближены к Его Святейшеству и могут всегда поучиться у Духовного Владыки доброте, душевному миру и гармонии. Такими доверенными лицами, проводниками мыслей и идей живого бога являются представители Далай-ламы, которые работают в разных странах мира, в том числе и в России.

— Таши, сколько лет вы являетесь представителем Далай-ламы в России и странах СНГ?


— Сейчас мне 43 года. Я приехал в Россию 14 лет назад в качестве сотрудника тибетского правительства, а с 2003-го стал официальным представителем Далай-ламы в вашей стране. Это большая честь.

— А почему выбор пал именно на вас?


— Потому что я здесь учился, когда еще существовал Советский Союз. Изучал мировую историю сначала в киевском вузе, потом в Крыму. После окончания обучения вернулся туда, где родился и вырос, — в Тибет. В 1993 году, когда было открыто представительство Далай-ламы в России, понадобился человек, знающий русский язык и страну. И меня вместе с двумя товарищами направили на работу в Москву.

— С какой целью было открыто представительство Далай-ламы в России и странах СНГ?


— В России есть три традиционно буддийских республики — Калмыкия, Бурятия и Тува. С буддистами, проживающими на этих территориях, нас связывают вековые отношения. Но в советские годы буддизм в России переживал серьезные гонения. Когда Союз распался, Далай-лама посетил эти республики и услышал просьбы народов о помощи. Мы открыли представительство в Москве и начали бурно развивать наши взаимоотношения, чтобы возобновить потерянную культуру. Помогаем восстанавливать храмы, создавать учебные заведения при монастырях, приглашаем сюда тибетских учителей. Около 200 студентов отправили на обучение в Индию.

— Это как бы миссионерская работа, да?


— Мне не очень нравится это слово. Миссионерство предполагает вовлечение людей других верований, а одна из главных буддистских заповедей гласит: никто не должен учить и проповедовать, пока его не спросили об убеждениях. Мы уважаем и стремимся поддерживать чужие традиции.

— То есть Далай-лама против того, чтобы люди других конфессий принимали буддизм?


— Не только буддизм. Далай-лама всегда говорит: «Для каждого человека, общины или народа в целом практичней и безопасней твердо придерживаться собственного, природного, выкристаллизованного веками образа жизни и веры. Искусственный же переход к любому другому зачастую связан не с религиозными причинами, а, скорее, с модой, духом противоречия, бунтарским запалом… В буддизм так переходить нельзя — он устремлен к нравственной гармонии и чужд всяким сиюминутным шатаниям».

— Но у нас есть россияне с громкими именами, которые уже приняли буддизм, — Борис Гребенщиков, Мария Арбатова…


— Это индивидуально. Кроме того, главное не в том, чтобы стать буддистом, а в том, чтобы правильно вести себя в обществе. Проявлять сострадание, чистосердечие, верность истине, освободиться от оков своего «я». Конечно, если ты связал жизнь со священной традицией, то должен относиться к ней серьезно. Исполнять все требования, которые она налагает. Понимать, что речь идет о главном выборе в жизни. Формальное отправление обрядов приучает к лицемерию. Не лучше ли просто находить в своем сердце все самое доброе, светлое и делиться им с окружающими? А веровать можно во что угодно.

— Но разве ваша деятельность не способствует продвижению буддизма на нашей территории? Противоречий с православной церковью не возникает?


— Я лично не наблюдаю. Численность буддистов незначительна, тем более что мы не ведем политику экспансии территорий. Далай-лама пропагандирует общечеловеческие ценности, его миссия — в гармонии между конфессиями. Его Святейшество говорит так: «Религия — лекарство, которое прописывается каждому пациенту индивидуально, а суть каждой веры уникальна. Посудите сами — нас на свете уже далеко за шесть миллиардов. А это подразумевает сумму миллионов духовных опытов. У каждого сложились собственные, невыразимо интимные взаимоотношения с высшими силами — в себе и вовне. Мыслимо ли, чтобы весь этот грандиозный энергетический поток шел из одного-единственного источника? Нет, и это к лучшему. Пусть к божественному свету ведет сто дорог, пусть они встречаются лишь там — в точке, недоступной простому сознанию. Мир общий для всех, но мы смотрим на него сквозь разные окна. Пытаемся сыграть одну и ту же мелодию, но в разных тональностях». Буддийские общины всегда жили в соседстве с другими культами и практиками, но никогда не проявляли нетерпимости в отношении иных религий.

— Ваша родина, Тибет, много страдала. Там были пролиты реки крови, и, наверное, неизбежно возникает чувство ненависти. Северный Кавказ тоже стал жестокой ареной войны, смерти и насилия. Существуют ли механизмы растворения этой ненависти, которая мешает людям мирно сосуществовать?


— Пока жив Далай-лама, он никогда не допустит в Тибете кровопролития. Любой вопрос надо решать через диалог, находить компромиссы. Он не требует от китайцев независимости, не выступает за отделение от Китая. Наоборот, желает им помочь и жить вместе, как единое государство.

— Но ведь люди на бытовом уровне не могут не испытывать чувства ненависти и горечи от потери близких…


— Сколько бы несправедливости не пришлось пережить, Далай-лама не испытывает ненависти. Он учит: «Мир внутри человека несет мир всем окружающим». Забывать нельзя никогда, но надо уметь прощать.

— А вам не кажется, что разделение человечества по национальным и религиозным признакам больше всего разъединяет людей и является препятствием на пути к разумному человечеству?


— Русский, тибетец, американец, бурят… Да, внешние отличия есть: кто-то белый, кто-то темный, но в целом у каждого есть одно желание — быть счастливым. Эти понятия о счастье у всех разные, но цель-то одна.

— А ваше личное понимание счастья?

— Если я прожил день с какой-то пользой — это и есть счастье…

— А деньги или любовь являются залогом счастья?


— Я не против материального благосостояния, с ним удобней в жизни, но это не основное. Хорошо, если ты богат. Но если ты сходишь с ума, думая постоянно, как сохранить и приумножить свое богатство, это плохо. Все относительно — сегодня есть, а завтра нет.

— А как получилось, что вы — буддист, работаете представителем Далай-ламы в Москве, но не прошли школу служения в монастыре? Или для выполнения светских обязанностей на вашей работе это не требуется?


— В этом нет необходимости. Монашество — это формальность. Самое главное — то, где твоя душа. Вот я женат, моя семья проживает сейчас в Индии, у меня есть дети — мальчик и две девочки. Сын уже взрослый, работает и ведет светский образ жизни. Я хотел бы, чтобы он практиковал буддизм, но каждый выбирает свою дорогу.

— А в чем вы тогда видите свой путь личного самосовершенствования?


— Если сможешь — помоги, если не сможешь — не вреди. Это самое главное правило.

— Скажите, а как вы лично ощущаете святость Далай-ламы?


— Я уже столько лет имею счастье наблюдать его, и куда бы он ни ездил, где бы ни выступал, лично я никогда не смог обнаружить в его словах или поступках чего-то неправильного. Абсолютно. Вот смотрите: лидер страны выступает перед народом, говорит хорошо и красиво. А когда поразмыслишь, то все равно найдешь какие-то огрехи, подоплеку, личную цель. У Далай-ламы же только искренность, и в этом его уникальность, отличие от всех остальных. Вот, допустим, проходит встреча на высоком официальном уровне, надо соблюдать формальности и все такое. А он говорит просто, понятно, по-человечески. И под воздействием его мудрости собеседник тоже забывает про официоз и разговаривает не как президент, допустим, а как человек с человеком.

— То есть Далай-ламе удается добраться до человеческой сущности собеседника вне зависимости от его должности?


— Да. Он никогда не держит дистанцию. Кем бы ты ни был, президентом или простым смертным, он ко всем относится одинаково. А один неверующий человек, побеседовав однажды с Далай-ламой, высказал потом проницательную мысль относительно всего буддизма. Он заметил: «Какая высшая мудрость в запредельной простоте! Буддизм — это вообще не религия…»

— А что же?


— Здравый смысл.


Зоя Выхристюк
Наталья Помогайлова

 

Вернуться назад

Купить или забронировать горящие путевки в санатории Ессентуков, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, отдохнуть в санатории КМВ вы можете здесь.