Сайт создан при поддержке Общественной палаты РФ
 

 


В Дагестане, где я вырос, люди при встрече обязательно говорили: «Салам алейкум» или «Шалом», что означает: «Мир вам». И вопрос: «Как семья?» не был праздным, а выражал настоящую заинтересованность и сопереживание. Никакой роли не играли ни национальность, ни вероисповедание встретившихся людей. Взаимное уважение и доброжелательность — вот главные черты людей Кавказа.

Судьбы всех в какой-то степени предопределены, однако в конечном итоге человек сам выбирает свою дорогу. Когда я тридцатилетним вернулся домой после обучения в духовном училище, молодого раввина искренне приветствовали все аксакалы — как человека, избравшего своим призванием веру. А глубокие религиозные убеждения всегда здесь уважались, ведь человек, пришедший в своих исканиях ко Всевышнему, во главу угла ставит мир и добрососедские отношения.

У людей, живущих на Кавказе, общие главные ценности: честь, достоинство — все то, что оставляет добрую память о человеке и народе. Общество двадцать первого века позволяет личности проявить себя, и тут уже выбор за нами. Кто-то сеет добро, любовь, как учителя и духовные пастыри, кто-то находит себя в искусстве или ремесле. Но этого мало: надо еще быть успешным на своем поприще, быть услышанным, понятым, востребованным. Не всем удается быть успешными материально. Это испытание для богатых, испытание их душевных качеств. Если они чувствуют пиетет перед духовными законами, сострадают, то проявляют лучшие свои качества и оказывают безвозмездную помощь нуждающимся.

В Дагестане никогда не существовало понятия «национализм». 37 национальностей, около 60 языков. Среди друзей — «дети разных народов». Поэтому слово «национальный» может относиться только к культуре и искусству, к кухне и языку. То есть, тесно общаясь друг с другом, мы только обогащаемся, расширяем свои познания, лучше узнаем других людей, а значит, лучше их понимаем.

На Кавказе таких понятий, как антисемитизм, не существовало вовсе. Могу с гордостью за своих соседей разных национальностей сказать, что они всегда воспринимали евреев как равных среди равных. А во время Великой Отечественной войны было немало примеров, когда горские народы спасали евреев от гибели.

В бытовом общении — да, иногда проскальзывало. По молодости мы обижались на неосторожные слова, болезненно реагировали, доходило до драк. С возрастом начинаешь понимать все лучше, и теперь в ответ на фразу, брошенную собеседником в адрес твоей национальности, я просто объясню ему его неправоту, расскажу, что в каждом стаде есть своя паршивая овца, а «плохих национальностей» не существует.

Горские евреи за те столетия, которые живут на Кавказе, переняли многое из культуры и кухни соседей. Зажигательная лезгинка, выражающая душу человека и народа, стала своим танцем. Хинкал, курзе, долма, чуду стали любимыми блюдами национальной кухни. А посмотрите на дореволюционные фотографии — ведь в черкесках, олицетворявших мужество воина, ходили и казаки, и чеченцы, и евреи, и грузины, и карачаевцы, и аварцы... Я помню, как во времена моих дедов было развито куначество, почти в каждом ауле у моих родственников были близкие друзья.

На Кавминводах сейчас проживает много евреев из всех уголков Кавказа. И прекрасно видно, что они тоже вобрали многое от своих соседей. Махачкалинцы по-особому пекут чуду. Грозненцы здороваются в чеченских традициях, касаясь друг друга грудью (это означает: «Я открыт, у меня нет оружия»). А горско-еврейский язык, основанный на фарси, вобрал в себя слова многих народов Кавказа.

Всем известно трепетное отношение горцев к своим старикам. В них, возможно, и нет былой мощи, зато есть накопленная годами мудрость, гораздо более важная, чем какая бы то ни было сила. Отсюда постулат: для детей важна достойная старость родителей. Ведь те приложили все силы для того, чтобы уберечь семью от невзгод, вырастить детей, накормить и одеть их, дать им полагающееся воспитание и образование. Разве не закономерно, что дети платят той же монетой? Практически не бывает брошенных на произвол судьбы сирот — если дети останутся без отца и матери, поднимать их станут родственники, не случается никакой шумной дележки наследства — все правила наследования закреплены в адатах, негласных горских законах и обычаях, передающихся из поколения в поколение.

Моя работа помимо религиозных отправлений состоит в том, чтобы по мере сил помогать обществу сохранить общепринятые ценности, воспитывать прежде всего в молодых людях терпимость, добрососедство, уважение ко всем народам. Это и общественный совет города Пятигорска, и Международная ассоциация религиозной свободы, и различные конференции, но самое главное поле деятельности — прихожане и школьники. Тора призывает к добрым отношениям с соседями, к гостеприимству и пониманию других людей, вне зависимости от их национальности или вероисповедания. Это и есть основополагающий камень для всех.

Однажды к известному мудрецу древности Акиве пришел человек и объявил: «Я хочу принять иудаизм, но только при условии, что ты объяснишь мне его суть за то время, пока я смогу простоять на одной ноге». Рабби не растерялся и сказал: «Люби ближнего своего, как самого себя».

В этом высказывании, наверное, и заложена мысль, послужившая основой того, что сейчас называют толерантностью — терпимостью к другому мнению, вероисповеданию. Если мы умеем видеть в другом человеке, в другом народе доброе, хорошее, светлое, то и он будет относиться к нам соответственно.

А еще стоит вспомнить пословицу «Друг познается в беде». Яркими примерами настоящей сплоченности людей и народов становятся общие испытания, ведь горе не знает национальностей. Во время и после военных действий в Чечне еврейские общины Нальчика и Пятигорска приняли множество беженцев разных национальностей, оказали материальную помощь, хлопотали о восстановлении документов, помогли в трудоустройстве. Когда в 2001 году на Ставрополье случилось наводнение, все еврейские общины Юга России, общины других диаспор приняли живейшее участие в ликвидации последствий, нанесенных стихией, помогли пострадавшим в восстановлении строений и возмещении материального ущерба. И опять же — помощь оказывалась без оглядки на национальность. Просто это норма.

Уже много столетий мы не просто живем рядом. Людям Кавказа не нужно доказывать свои лучшие качества — о них известно: мужество, надежность, гордость, трепетное отношение к женщине, гостеприимство. А если добавить сюда мудрость стариков, энергию молодых и уверенность зрелых людей, то можно смело сказать, что у нас всех прекрасные перспективы.

И да поможет нам в наших надеждах Всевышний.

Шертиль Шалумов,
главный раввин на Кавказских Минеральных Водах


Валерий Якубов

 

Вернуться назад

Купить или забронировать горящие путевки в санатории Ессентуков, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, отдохнуть в санатории КМВ вы можете здесь.