Сайт создан при поддержке Общественной палаты РФ
 


…Раннее утро. Над аэропортом «Минеральные Воды» плотная пелена тумана. Я, конечно, не трусиха, но плохая погода несколько подпортила настроение, и даже закралась предательская мысль: «Неужели рейс отменят?» Но тут из динамика прозвучал бодрый и уверенный голос: «Уважаемые пассажиры, мы рады вас приветствовать на борту самолета ТУ-154 Государственного предприятия «Кавминводыавиа», выполняющего рейс «Минеральные Воды – Москва». Командир корабля – генеральный директор ФГУАП «Кавминводыавиа», заслуженный пилот России Василий Викторович Бабаскин. Пристегните ремни, спинки кресел приведите в вертикальное положение». У меня отлегло от сердца: уж если за штурвалом сам Бабаскин, волноваться не о чем.

…С этим человеком меня судьба свела восемь лет назад, а кажется, только вчера. Ведь он нисколько не изменился за время: все такой же подтянутый, собранный, целеустремленный, с замечательным чувством юмора. Разве что прибавилось несколько морщинок вокруг добрых и все понимающих глаз. Василий Викторович Бабаскин – летчик от Бога, как говорят о нем сослуживцы, директор по воле обстоятельств, как утверждает он сам, и вечный романтик неба.



И это все о нем…

В его босоногом послевоенном детстве радостей было немного. Страна жила трудно, голодно, ребятишек с малолетства приучали трудиться. Сидя на школьных занятиях, помогая родителям по хозяйству или в редкие минуты отдыха бегая по берегу быстрого Терека, он мечтал о… небе. Заворожено смотрел на плывущий в вышине лайнер и думал: «Я тоже смогу летать! Я буду летчиком!» Тогда в Наурском районе Чечни, в станице Савельевская, наверное, большинство мальчишек грезило скрипучими летными куртками и чкаловскими подвигами. И только Вася Бабаскин воплотил мечту в реальность.

Когда он сообщил, что собирается поступать в Краснокутское летное училище, домашние переполошились. Бабушка Наталья Ивановна даже пошла в церковь. Поставила свечку и молилась… Нет, не за удачу при поступлении. Наоборот, чтобы не приняли.

Вася был упрямым: если поставил цель, то уж непременно добьется! В летчики тогда отбирали самых лучших и по знаниям, и по здоровью, ведь авиация – удел сильных. Она требует самоотверженности, глубоких знаний и концентрации всех моральных и волевых качеств. Здоровьем Василия Бог не обидел, а учился он всегда только на «хорошо» и «отлично». Поэтому, несмотря на большой конкурс (семнадцать человек на место), в училище Бабаскин поступил с первого раза и с головой ушел в постижение летной науки. Учеба нравилась, преподаватели, хотя и строгие, но хорошие были. Он до сих пор с благодарностью вспоминает своих наставников: Надежду Павловну Виноградову – единственную в училище женщину пилота-инструктора; ветерана Великой Отечественной Николая Васильевича Васильева, с которым начал летать в 1975-м; Дмитрия Валентиновича Визина – настоящего летчика, решительного, смелого, ответственного. У них он учился не только летать, но и, в первую очередь, думать. Ведь профессионализм летчика проверяется не тем, справится ли он с легкой болтанкой. В небе полно нештатных ситуаций. Бывает такая турбулентность, что положение не то, чтобы не контролируется. Просто у погоды – только тузы. И как быть в такой неравной ситуации с природными условиями, одному Богу известно. Ну, и летчику.

Рассказывает Виталий Иванович Юрин, помощник командира эскадрильи ФГУАП «Кавминводыавиа»: «Как-то летели мы в Минеральные Воды, но из-за непогоды нас посадили в Грозном. Следом за нами летел экипаж Бабаскина. Их тоже сажают на запасной в Грозном. За несколько минут до посадки погода вдруг резко портится: видимость нулевая, ураганный боковой ветер. Несколько экипажей вышли посмотреть, как сядет борт в таких условиях. Волновались... Ребята сели! В кабине были Василий Викторович Бабаскин и Анатолий Федорович Лысенко. Сильные ребята. После приземления они просидели в кабине полтора часа – такое было напряжение, что ноги не шли. Знаете, я думаю, что другой экипаж вряд ли приземлился бы в таких условиях. А они сумели. Потому что летчики высококлассные. И это не какие-то красивые слова. Это правда. Так что Бабаскин – летчик с большой буквы».

В трудовой книжке Бабаскина всего несколько строк:
1) 25.06.1969 – принят в Грозненский авиаотряд;
2) 04.02.1975 – перевод в Кавминводский авиаотряд.

Он как-то сразу побежал по служебной лестнице вверх, не пошел, а именно побежал. Никогда не боялся трудностей и ответственности, всегда, что называется, был на «передовой». Молодого, инициативного и энергичного Бабаскина сразу заметили. Стали поручать сложные участки, потому что знали – Бабаскин справится! Через три года после перевода в Минеральные Воды он уже был командиром Ту-124. Непосвященному в летные дела скажу, что это очень быстро. Завистники шушукались: «Блат». Но авиаторы-то знают: за штурвалом блата нет. Важны характер, концентрация воли, целенаправленность, решимость, надежность. Бабаскина как раз отличают именно эти качества.

Хотел ли он в начале своей летной карьеры стать большим начальником? Стремился ли занять директорское кресло? Он хотел летать. Стремился работать так, чтобы родные могли им гордиться, а людям не стыдно было смотреть в глаза. Он всегда был честен, не заискивал перед руководством, порой спорил, отстаивая свою точку зрения, и часто оказывался прав.

На вопрос: «Кто Бабаскин больше – летчик или руководитель?» – сотрудники ФГУАП «Кавминводыавиа» говорят: «Два в одном. И летчик, и руководитель. Причем с большой буквы и то, и другое. Нельзя умалить его достоинств хорошего менеджера. Сколько нас реформировали, акционировали, чего только с нами не делали! И только благодаря ему, «Кавминводыавиа» сегодня – крупнейшее авиапредприятие на Юге России, одно из лучших в стране».

Быть директором почти так же сложно, как быть летчиком. В подчинении у Бабаскина трехтысячный коллектив. И каждого сотрудника Василий Викторович знает по имени-отчеству, ему небезразлично, чем живет семья сослуживца, какими радостями и горестями. От проницательного взгляда командира, как его тут все называют, ничто не может укрыться. Если человек не стремится расти профессионально, а к делу относится спустя рукава, и, не дай Бог, замечен в безответственности или деловой нечистоплотности, тут уж пощады от командира не жди. Он терпеть не может разгильдяев и подлецов. С такими расстается без сожаления, и строгость командира вполне оправдана: ведь халатность или малейшая ошибка может стать трагедией для многих. Так что случайные люди на предприятии не задерживаются. Коллектив как большая семья, где все отвечают за одного, а один за всех.


1997 год. Встреча первого Ту-204 в аэропорту
«Минеральные Воды»


Если же человек попал в беду, первым откликнется Бабаскин. Зная о его доброте, за поддержкой идут не только работники «Кавминводыавиа», но и просто жители курортного региона. И он помогает: детским садам и школам, спортсменам и одаренным детям, инвалидам и старикам. К последним у него особое трепетное отношение. На предприятии помнят и чтят тех, кто воевал или ковал Великую Победу в тылу. В этом году, например, для чествования участников и ветеранов Великой Отечественной войны, в разное время работавших здесь, выделили около миллиона рублей.

Кроме того, «Кавминводыавиа», пожалуй, единственная компания в стране, на самолетах которой Герои Советского Союза и Герои России летали и летают бесплатно. Причем, не раз в год, по спецталону, а хоть каждый день по удостоверению. А в конце февраля на всероссийском селекторном совещании транспортников Василий Викторович обратился к коллегам с предложением, чтобы и другие всегда возили героев нашей страны бесплатно. Эта инициатива наделала много шума среди транспортников, и понять их можно – для некоторых эта планка слишком высока.



О безопасности

Цифры статистики говорят о том, что 80 процентов авиационных происшествий связаны с так называемым «человеческим фактором», то есть происходят по вине экипажей, 20 процентов – из-за неполадок в технике. И, как правило, делается вывод: нужно сосредоточиться на повышении квалификации летного состава, именно это сделать приоритетным для повышения безопасности полетов. В ФГУАП «Кавминводыавиа» подобных приоритетов нет: здесь в равной степени серьезно относятся и к подготовке специалистов, и к заботе о технике. За самолетами следят очень тщательно, скрупулезно проверяя каждый винтик, каждую деталь. Такое внимание можно сравнить разве что с заботой о детях. Помню, когда предприятие приобрело первый ТУ-204, персонал тут же любовно окрестил его «Тамагочи» (была такая детская игрушка, которая настойчиво требовала от владельца повышенного ежечасного внимания).

Сегодня новых машин в минераловодском аэропорту две. Хотя обновление авиационного парка стоит неимоверно дорого, необходимо идти в ногу с техническим прогрессом. Василий Викторович Бабаскин – приверженец всего отечественного, и, в первую очередь, техники: он считает, что в небе России должно быть тесно именно от российских самолетов. Тем более, что современные «Тушки» ни в чем не уступают зарубежным аналогам, а по некоторым параметрам и превосходят их. 204-й имеет современное навигационное, пилотажное оборудование, соответствует международным нормам IKAO. Он может совершать беспосадочные рейсы на расстояние более 8 тыс. км, то есть способен перелететь через всю Россию – от Москвы до Дальнего Востока. А в западном направлении покрыть всю Европу. Он надежен и непривередлив.

В ближайших планах «Кавминводыавиа» – приобретение Ту-334, новейшей модели, разработанной КБ им. Туполева. В перспективе эти самолеты должны заменить устаревшие Ту-134. Эта машина построена пока только в единственном экземпляре, и именно минераловодчане будут первыми в России, кто начнет эксплуатацию этой техники.

Доверие разработчиков самолета не случайно: в КБ уверены, что машина попадет в надежные руки профессионалов. Известный летчик Михаил Громов писал: «Со мной никогда ничего не случится, потому что, как бы я ни торопился и кто бы ни осматривал мой самолет, я всегда проверю его сам, а, входя, вытираю ноги». В его летной биографии не было серьезных ошибок и каких-либо авиационных происшествий. Вот так заведено и у каждого специалиста «Кавминводыавиа». Сотрудники постоянно повышают свой уровень на курсах переподготовки в авиационно-учебном центре предприятия. Здесь для полноценного овладения теорией и практикой созданы все условия – оборудованы учебные аудитории, тренажерные комплексы.


В. В. Бабаскин с Б. Е. Пашоковым –
министром гражданской авиации СССР,
бывшим начальником аэропорта
«Минеральные Воды» (справа), И. Ф. Васиным –
начальником Ордена Ленина Академии
гражданской авиации


Конечно, на безопасность полетов влияют не только работа летчиков и состояние техники. Это и деятельность наземных служб, инспекторский контроль, профилактика, состояние аэродромов и их оборудование, метеобслуживание – целый комплекс мероприятий. Все службы Минераловодского авиаотряда работают дружно и слаженно, поэтому за последние сорок лет аварий не было ни разу. Один только этот факт вызывает уважение и безоглядное доверие к авиакомпании. Не зря же она входит в десятку лучших авиаперевозчиков нашей страны и на протяжении уже четырех лет становится лауреатом Всероссийского конкурса «Крылья России». А кандидат технических наук Василий Викторович Бабаскин Указом Президента РФ был удостоен Государственной премии за внедрение в эксплуатацию магистрального пассажирского самолета ТУ-204.


Ходят слухи по дворам…

Слухов и сплетен о летчиках ходит много: и охальники они, и пьяницы. Есть даже поговорка: «В авиации не пьет только автопилот». А уж если случается какое-то ЧП, то камень в огород авиаторов не бросит разве только ленивый.

Что ж, обо всех говорить не буду – не знаю, а о минераловодчанах скажу: пьют здесь в меру и только после работы. В небе стрессов не сосчитать. Их на один небесный квадратный метр в десять раз больше, чем на ту же земную площадь. И после полета снять стресс ста граммами не грех, даже врачи советуют. Перед полетом же каждый летчик соблюдает строгий режим. Нормально отдыхает, спит не меньше положенного количества часов. Прежде чем сесть за штурвал, обязательно проходит медосмотр.

Однажды группу журналистов пригласили слетать в Хабаровск: ТУ-204 совершал технический рейс, осваивал новые аэропорты. Командиром экипажа тогда летел Борис Иванович Лейкин. Вылетели в 20.00 по Москве, по пути садились в Омске, Красноярске, Чите. В Хабаровске сели только через 16 часов полета. Через такое же время предстояла обратная дорога. Пока добрались до гостиницы, пока устроились… Журналистская братия рассыпалась по ночному городу, а экипаж сразу отправился по номерам – отдыхать им оставалось не более восьми часов. Утром на борту нас, невыспавшихся и слегка помятых, встретили члены экипажа – доброжелательные, с неизменными улыбками и в безупречно выглаженной форме. На память сами собой пришли строки: «Гвозди бы делать из этих людей…»



О близких, родных, любимых

Они познакомились очень давно. Он – молодой летчик Грозненского авиаотряда, она – воспитатель в детском саду. Вера – немногословная, улыбчивая и обворожительно красивая – пользовалась повышенным вниманием сильного пола. Василий, сильный, веселый, обаятельный, галантный кавалер, мог вскружить голову любой девчонке. С первой встречи их, как магнитом, потянуло друг к другу, все прежние подруги и друзья ушли на задний план. Через год они поженились.

Казалось бы, со временем чувства притупляются, любовь, говорят, уходит, остается только привычка. Очевидно, это придумали те, кто никогда не любил. Василий Викторович до сих пор трепетно и нежно относиться к супруге. Если он не в небе, то они стараются не расставаться, много вместе путешествуют. Вера – его надежный тыл, хранительница домашнего очага семьи Бабаскиных, в которой сегодня уже четверо внуков: Настя, Дима, Вася, Никитка. Василий Викторович обожает своих младших, фотографии с их веселыми рожицами всегда стоят на его рабочем столе. Несмотря на занятость, Бабаскин в курсе занятий и интересов внуков, успевает даже ходить на родительские собрания в школу. Настя занимается языками, мальчишки предпочитают спорт. Они пока еще слишком малы, и о будущей профессии не думают, но дедушка не хочет, чтобы внуки пошли по его стопам. Слишком непростая и опасная это профессия – авиация.

Еще у Бабаскина есть любимые собаки – кавказец Бой и немецкая овчарка Урмас. У каждой свой характер. Урмас – воспитанный умница. А вот огромный лохматый Бой себе на уме, иногда преподносит неприятные сюрпризы. Справляется с ним только хозяин – кормит, выгуливает. А домочадцы его опасаются: когда Василий Викторович в отъезде, кормить этого «теленка» приходится с балкона.



Горизонты

У Бабаскина «одна, но пламенная страсть», которой он ни разу не изменил на протяжении жизни, – высота. Он одержим небом, полетом.

Первый раз сел за штурвал 26 июня 1967 года. Волновался очень, когда поднялись на восемьсот метров, захватило дух. Состояние было такое, что хотелось петь! Внизу изумрудными квадратами на сколько хватало взгляда простирались поля. Пилот-инструктор Александр Александрович Бобров вел самолет и демонстрировал разные фигуры, причем, проверял, как себя чувствует курсант после очередного виража. Казалось, Бабаскину все нипочем. Тогда Бобров предложил: «Хочешь сам попробовать?» Еще бы! Конечно, он хотел! Уверенно взялся за штурвал, но почувствовал, что инструктор контролирует все его движения. Тогда Бабаскин попросил: «Александр Александрович! Уберите руки с управления». Бобров удивился такой самонадеянности «салаги», но руки убрал. Бабаскин решил попробовать «бочку» – фигуру, как показалось ему, наиболее простую в исполнении… Для тех, кто не знает, поясню: «бочка» – это когда самолет, двигаясь параллельно земле, совершает еще движения вокруг своей оси. Бабаскин резко вывернул штурвал – и самолет лег на «спину». Дальше что-то не заладилось, никак не удавалось привести машину в исходное положение, так и летели «вверх туфлями», глотая поднявшуюся от таких «экзерсисов» пыль. Какое-то время инструктор наблюдал, как выйдет курсант из сложившейся ситуации, потом пришел ему на помощь. Когда сели, Бобров показал большущую шишку на голове и до самого выпускного вспоминал Бабаскину его первый полет.


Первый полет в Мюнхен


С тех пор много воды утекло, уже давно Василий Викторович с самолетом на «ты». Причем, поднять в воздух может практически любую модель…

Всякий полет – интеллектуальный и физический экстрим, поэтому для Бабаскина нет рядовых полетов, каждый как единственный. Когда поднимаешься к облакам, сердце радостно замирает. Здесь нет границ, хочется парить в этом безмолвном пространстве и наслаждаться чувством безмерной свободы вечно. Оттуда, с высоты, все земные проблемы кажутся незначительными. Наверное, тут есть что-то похожее на влияние наркотика. Но наркотика, который заставляет с большим интересом относиться к действительности, жить более полнокровно.

Ему 55, из них 35 он за штурвалом. Но, кажется, годы не властны над этим человеком. Просто поражаешься, сколько у него энергии и как хватает на все сил и времени. Все мечты он связывает, в первую очередь, с небом и своим предприятием. Самолеты «Кавминводыавиа» летают сегодня не только по всей России и странам СНГ, но и по всей Европе, а год назад добрались до Африки. Каждый раз, когда удается осуществить какой-нибудь проект, командир радуется, как ребенок, и постоянно находится в поиске – как расширить рамки работы, как улучшить обслуживание пассажиров. В этом направлении сделано уже очень много. Это и новые самолеты, и новые маршруты, и реконструированный VIP-зал. Готовится к вводу в эксплуатацию новый международный терминал. Строится транзитный зал. В ближайшем будущем планируется реконструкция взлетно-посадочной полосы, аэровокзала и привокзальной площади. Нужно много трудиться, чтобы увеличивать количество пассажиров и постоянно подтверждать репутацию лучшей авиакомпании Юга России. Сверхзадача Бабаскина – вернуть прежний объем перевозок в два с половиной миллиона пассажиров в год.



Где набирают в романтики

После распада СССР количество высших учебных заведений по подготовке пилотов в России сократилось до… одного – в Ульяновске! Есть еще, правда, Академия гражданский авиации. Остальные – средние учебные заведения, готовящие летный состав для малой авиации. Получает человек летную специальность и сталкивается с серьезной проблемой: где работать? Где совершенствоваться? Система обязательного трудоустройства молодых специалистов ушла в прошлое. Предприятия не торопятся брать в штат едва оперившихся выпускников: опыта-то у них нет, а наставники нынче не в моде. И в то же самое время каждая компания ощущает острый дефицит хороших специалистов. Как быть? В Минеральных Водах решили создать свою систему подготовки и последующего трудоустройства молодых специалистов. Инициатива, как всегда, исходила от командира. В прошлом октябре руководители ФГУАП «Кавминводыавиа» и гимназии № 103 Минеральных Вод подписали договор, согласно которому авиаторы нe просто взяли шефство над школой, но обязались позаботиться о мальчишках и девчонках, которые выразили желание связать свою судьбу с авиацией.

«На мальчишек мы делаем ставку по подготовке летного и инженерно-технического составов, – говорит Василий Викторович, – а девчонки – это наши будущие экономисты, финансисты и управленцы авиационного производства. Мы хотим помочь нашим детям найти свою дорогу в жизни. В авиации больших денег не заработаешь, поэтому сюда идут настоящие романтики. Мы хотим отобрать для этой работы молодежь с большим запасом прочности».

На предприятии разработали целую программу отбора и подготовки молодежи к поступлению в вузы. На первом этапе школьники прошли специальную медицинскую комиссию, затем – тестирование. Сейчас специалисты «Кавминводыавиа» занимаются с ними спортом. В конце занятий будущие абитуриенты должны показать, каких результатов им удалось достичь. При таких жестких требованиях, уверен Василий Бабаскин, ленивые и слабые отсеятся быстро, а останутся по-настоящему целеустремленные и сильные духом – именно те, кто нужен в авиации: ведь в полете бывают самые разные ситуации, и человек не должен паниковать, у него должна быть очень устойчивая психика.

Школьники, прошедшие отбор и начальную подготовку на предприятии, получат от «Кавминводыавиа» направления в вузы гражданской авиации России. Девочки будут иметь возможность получать специальности менеджера, экономиста, бухгалтера в институтах Кавказских Минеральных Вод. Предприятие берет на себя обязанность курировать курсантов на протяжении всего времени обучения, обеспечивать бесплатный пролет к месту учебы и обратно два раза в год, а после окончания вуза трудоустроить в ФГУАП «Кавминводыавиа». Василий Бабаскин – руководитель, которого всегда отличала широта мышления, – говорит, что задача предприятия – воспитать не просто профессионалов, но людей высоконравственных, интеллектуально развитых, с большим чувством ответственности перед доверенным делом, патриотов своего предприятии, города и страны.



Послесловие

У Василия Викторовича много наград:
– Отличник Аэрофлота (1988 г.);
– Орден «Дружбы народов» (1989 г.);
– «Заслуженный пилот Российской Федерации» (1996 г.);
– Орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени (1999 г.);
– Медаль «Защитнику свободной России»;
– Государственная премия РФ за 2004 год в области науки и техники за создание и внедрение в эксплуатацию семейства магистральных пассажирских самолетов на базе Ту-204.

Такое признание его заслуг вполне справедливо. Однако у Бабаскина не закружилась голова от успехов, он считает, что главные победы – еще впереди. 2005 год для командира дважды юбилейный: 80 лет «Кавминводыавиа» и 30 лет как он трудится на этом предприятии.

Редакция журнала «Мужской характер» сердечно поздравляет Василия Викторовича с этими знаменательными датами, желает здоровья, еще много полетных лет, чистого неба, преданных друзей, мира и благополучия.¶

О. Максименко

Вернуться назад

Купить или забронировать горящие путевки в санатории Ессентуков, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, отдохнуть в санатории КМВ вы можете здесь.