Сайт создан при поддержке Общественной палаты РФ
 


Честно говоря, не помню, насколько многообещающим было то утро… Но двери редакции распахнулись, и в комнате появился тот, кого мы ждали уже давно. Александр Бегак, авиаконструктор, каскадер, которому покоряется небо. А для многочисленной журналистской братии – просто Саша, человек известный, наверное, всей России. И не только своими сумасбродными идеями по прыжкам с парашютом на Эльбрус, оба полюса, по полетам на парапланах, паралетах, но и настоящими рекордами. Небесный Одиссей распахнул дверь с неизменной улыбкой везунчика по жизни – только что приехал из Москвы.

– Привет, как дела? – он спросил это самым будничным тоном.
– О! Ну наконец-то! Привет, наш герой! – мы усадили гостя, сбегали за чаем, пока Бегак раздавал календари с изображением своего «жука» – паралета.
– Девчонки, – Саша смущенно улыбается. – Я только на минутку. Утрясу здесь кое-какие проблемы, а завтра мне обратно в Москву лететь.

Но, видя нас, вооружившихся диктофонами и твердым намерением узнать все, что еще скрывает пилот Бегак, он смирился и не без некоторого удовольствия вспомнил тот самый пробный перелет из Питера в Москву, о котором так много говорилось и который закончился не слишком удачно.

Именно тогда свое изобретение в то время еще студент МАИ Александр Бегак впервые продемонстрировал широкой публике. Если вы можете вообразить себе, что такое параплан, то и летательный аппарат Бегака несложно будет представить. Кстати, штука действительно комфортная. Ты в небьющейся капсуле, как в коконе, а наверху – огромное овальное крыло. При передвижении на «Скарабее», нет ощущения, что висишь над пропастью, внутри довольно прочного корпуса из специального пластика мягкое анатомическое сиденье, рычаги управления, приборы и даже бортовой компьютер.

– Да-а, взлет был супер! – с некоторой долей иронии вспоминает Саша. – Посадка, правда, не удалась, но рекорд на дальность перелета я все равно установил. Мечта сбылась.

Беседовать о чем-либо, не видя предмета разговора, – дело неблагодарное. Поэтому мы не могли не напроситься туда, где рождаются все замыслы пилота-экстремала. Впрочем, он опередил наши намерения, и сам пригласил нас в свою мастерскую.

...Добраться до лаборатории Бегака, в принципе, несложно. Другое дело, что стоит это небольшое строение с синим крылом крыши практически на самой окраине Пятигорска. Улицу Константиногорская, может быть, когда-нибудь и переименуют, например, в Авиаторов, как мечтают единомышленники нашего изобретателя и летчика. А пока эта самая лаборатория – единственная достопримечательность во всей округе. Здесь создаются уникальные летательные аппараты – паралеты «Скарабей», родителем которых и является хозяин – Александр Бегак. Он говорит, что сама судьба определила его будущее, позволив появиться на свет в День космонавтики. А он не стал спорить. Правда, время от времени вспоминает свой первый опыт испытателя, которому едва исполнилось двенадцать, – запуск самодельной ракеты на кухне. Результат был плачевен, а ликвидировать разрушительные последствия аварии помогла бабушка. Но это его не остановило.

Мы заходим в просторную лабораторию, где и собираются те самые «Скарабеи» и переживают второе рождение самолеты, когда-то списанные и привезенные сюда буквально со свалки.

– Пожалуйста, – Александр показывает свою конструкторскую вотчину. – Наша лаборатория существует при поддержке «Международного авиационного центра» и на средства спонсоров.

Вот она, самая что ни на есть земная работа, которой занимается Саша вместе со своими единомышленниками, друзьями, обычными мальчишками. Сейчас вместе с ним восемь-десять человек, они с удовольствием паяют, шкурят, собирают отдельные части, учатся работать на станках. И, конечно, мечтают о полетах. Здесь ведь не просто строятся и ремонтируются обычные и уникальные летательные аппараты, в этих стенах рождаются дерзкие мечты.

У двери – хвост от будущего самолета из сверхлегкого материала, рядом стоит корпус уже побывавшего на авиасалоне в Жуковском «Скарабея». А рядом – еще один паралет, отливающий серебром, которому предстоит подняться в небо для установления нового мирового рекорда.

– Правда, наш аппарат, пожалуй, уже можно отнести к другому разряду, который с подачи журналистов назвали бегалетом, – смеется Саша. – Так его прозвали уже и в Москве.

Этот самый рекорд нужен Бегаку и его команде не просто ради развлечения или славы. Чтобы совершить задуманное, малютке «Скарабею» с двумя пилотами необходимо испытать высоту около 5 тысяч метров, и тогда полеты через горы Южного полушария уже не представят особых сложностей.

– Мы ведь снова отправимся в Антарктиду и очень скоро, – Саша делится задумками и знакомит со своим штурманом 13-летним Геной Руденко. – Возможно, Новый, 2005 год отметим в вечных льдах. Будет подобрана команда из четырнадцати подготовленных молодых людей, которая займется не только исследованиями ледового континента, но и поучаствует в крупной акции за мир на нашей планете.


А вообще, это серьезное мероприятие, которое проходит в рамках подготовки к Первому трансконтинентальному перелету «Москва – Южный полюс – Москва». Центр подготовки космонавтов – заказчик целого ряда экспериментов на опробование снаряжения, оборудования. Но основная цель – доставка капсулы с пожеланиями потомкам. «Капсула Мира» – прозрачная пирамида, внутри которой – вся информация о каждом человеке, который участвовал в акции. Пожелания потомкам уже стекаются на сайт poletim.ru. И главное – все желающие от 14 до 25 лет могут поучаствовать в конкурсе, чтобы попасть в команду Александра Бегака. Победителей ждет поездка в Антарктиду на 3-4 недели. Им предстоит выложить на снегу из 10 тысяч красных воздушных шариков слово «МИР».

– В прошлом году пребывание на ледяном материке нам позволило начать подготовку к этому грандиозному проекту, – вспоминает Саша. – Это не просто приключение: на Южный полюс никогда не приземлялся и не летал над ним ни один российский самолет. Дело в том, что именно на территории полюса находится американская станция «Амундсен Скотт». Но разрешение на это уже получено. Нашу инициативу поддерживает Администрация Президента РФ.

В серьезности намерений пятигорского авиаконструктора-испытателя сомневаться не приходится. Ему уже многое удавалось, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы, сертификаты, свидетельства о достижениях и победах. На стене, где Саша разместил все это, есть и небольшая картинка. На ней изображено новое чудо техники, придуманное нашим изобретателем. Это небольшой самолетик, внешне напоминающий сильно вытянутую каплю. «И это может летать?» – мы изумляемся, очень уж необычно выглядит нарисованный экземпляр. «Сможет, еще как!» – улыбается Саша и приводит характеристики самолета. Оказывается, эта малютка, согласно расчетам, будет весить всего четыреста килограммов, ее длина составит чуть более шести метров, а размах крыльев – чуть менее десяти. Для взлета нетребовательному самолетику нужно всего пять-десять метров полосы. Этот легкая и безопасная машина очень экономична, зато с задачами, которые будут ей поставлены, должна справиться блестяще. Бегак говорит, что новое изобретение может принести колоссальную пользу в сельском хозяйстве, чтобы распылять химпрепараты над полями.

В довершение всего любопытным журналистам было предложено адреналин-шоу, которое для исследователей Антарктиды стало давно обычной прогулкой над городом. На взлетной полосе нас уже ждал мотодельтаплан, звало небо с быстро бегущими грядами низких облаков. А сердце нешуточным барабанным боем отбивало секунды до первого в жизни взлета в небесную высь. Это надо было испытать, подняться на мотодельтаплане и почувствовать, чем так манит небо этих неугомонных мальчишек, мечтающих о неизведанных высотах.

– Ну как? – встречал нас Саша. – Захватывает?

Честно говоря, в первые минуты после посадки ничего более вразумительного, чем «это здорово», сказать было нельзя. Слишком много впечатлений и новых ощущений.

– Вот поэтому мне хотелось бы не просто конструировать летательные аппараты, не просто участвовать в экспедициях, но и привлекать побольше молодежи к полезному делу, – говорит Бегак. – Мы можем предложить специальную программу для подростков и хотим на базе нашего Авиационного центра в Пятигорске открыть клуб. Будем работать с молодежью, создавать авиамодели и настоящие летательные аппараты, организовывать соревнования, чтобы к нам ехали со всей России. Ребята могут и должны создавать, строить, летать.

...Так текут дни пятигорского изобретателя, конструктора, пилота, путешественника и просто молодого, открытого для общения человека. Конечно, он проводит в своем конструкторском бюро у аппаратов не все 24 часа в сутки, когда бывает в Пятигорске. Об этом свидетельствует и замеченная нами в укромном уголке шестнадцатикилограммовая гиря, периодически оказывающаяся в крепких руках своего хозяина. А еще, когда приходит время для отдыха, Саша поднимается по крутой лестнице на второй этаж своей лаборатории, зажигает камин и… звезды. На потолке загораются крохотные лампочки, светит приглушенной желтизной «луна», а спускающаяся темнота ночи дополняет необычное зрелище терпкой нотой космической романтики. И для нас это необычное зрелище становится той точкой, которая завершает портрет нашего героя. А ведь он обычный человек, который просто стремится достичь задуманного. И делает для этого все возможное.

Вечереет. Пора прощаться. Александр провожает нас до ворот. Мы знаем, это не последняя встреча, но расставаться жаль.

– До свиданья! – машет рукой Бегак в желтом пятне света. И, подарив нам свою широкую улыбку оптимиста, добавляет, – лет через пятнадцать побываю на Марсе и передам оттуда специально для вас большущий привет.¶

С. Турищева

Вернуться назад

Купить или забронировать горящие путевки в санатории Ессентуков, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, отдохнуть в санатории КМВ вы можете здесь.