Сайт создан при поддержке Общественной палаты РФ
 


Общеизвестно, что американский президент Франклин Рузвельт в годы великой депрессии боролся с безработицей, строя дороги. В Западной Европе в то же самое время появились автострады, ставшие на долгие годы эталоном качества.

Пушкин в «Евгении Онегине» писал, что дороги в России изменятся «лет чрез пятьсот». Без малого два столетия прошло с этого пророчества, а у нас до сих пор как в анекдоте: не дороги, а направления.

Чтобы догнать американцев по протяженности и качеству дорог, в России нужно построить их свыше миллиона километров. Стоить это будет примерно 20 государственных годовых бюджетов. Если учесть, что сегодня наша необъятная страна тратит на свои дороги столько же, сколько маленькая Финляндия, то может показаться, что великий русский поэт в своих пророчествах был оптимистом.


Виктор Покрепин


И все-таки основания для других оценок есть. Хотя бы потому, что на российской земле появились фирмы, способные строить дороги мирового уровня. К такому выводу приходишь, познакомившись с хозяйством и осуществленными проектами дорожно-строительной корпорации ЗАО «Автомобильные дороги КМВ». Сегодня она считается одной из лучших в России.

Уже сама история появления и развития этой фирмы, как в зеркале, отразила процессы, идущие в нашей стране последние 15 лет.

А начиналось все с дорожно-строительного кооператива «Вираж», занимавшегося строительством и реконструкцией дорог в городах Кавминвод. Объемы выполняемых работ росли. В 1992 году кооператив акционировался, а в 1997-м было создано ЗАО «Автодор КМВ». К тому времени фирма построила асфальто-бетонный завод в промышленной зоне Пятигорска, арендовала песчано-гравийный карьер в Кировском районе Ставрополья, часть которого затем выкупила в собственность. Были созданы дочерние предприятия: в Кировском районе – ЗАО «Стройдорматериалы», в Невинномысске – ЗАО «Автобан». Работы хватало всем. Были муниципальные, краевые и даже федеральные заказы, но в основном работали на территории края. Авторитет и масштаб предприятия росли.

Когда в 1998 году получили подряд на реконструкцию федеральной автодороги «Кавказ», сразу почувствовали: та техника, которую эксплуатировали прежде, не позволяла выполнить работы в срок и качественно. Решение кардинально обновить парк дорожной техники пришло само, но для его осуществления в течение нескольких лет вся прибыль шла исключительно на развитие и расширение производства, приобретение нового оборудования. Сегодня можно с уверенностью говорить, что по степени оснащенности современной дорожно-строительной техникой лучших мировых производителей предприятию нет равных на Юге России.


Материально-техническая база корпорации действительно впечатляет. Одним из первых приобретений «Автодора КМВ» стали асфальтоукладчики и катки немецкой фирмы «ABG». В России подобную технику просто не производят. Сейчас в ЗАО «Автодор КМВ» и дочерних предприятиях «Стройдорматериалы» и «Автобан» работают самосвалы «Мерседес» грузоподъемностью 35 тонн, экскаваторы «JCB» и катки американской компании «Caterpillar». Асфальтоукладчиком «ABG» последнего поколения можно управлять по телефону через спутник. Он дает высокое уплотнение асфальтового слоя, регулирует ширину покрытия до девяти метров, обладает цифровой системой нивелирования и абсолютно экологически безопасен. Одно из последних приобретений компании – бульдозер фирмы «Caterpillar» – на сегодняшний день самая мощная модель этой техники в мире. Он используется на работах в карьере и незаменим при строительстве дорог в горах. Такое оборудование позволяет компании работать в экстремальных условиях – в межсезонье, ночью, в неблагоприятном климате. Отличительной особенностью основных фондов ЗАО «Автодор КМВ» является их мобильность: полный демонтаж даже самых сложных установок занимает не более трех недель. Они в кратчайшие сроки могут быть размещены в любом уголке страны.

Постепенно расширяясь, ЗАО «Автодор КМВ» освоило новые технологии, летом 2001 года реконструировало по последнему слову техники асфальто-бетонный завод «Титанъ» в Пятигорске.

Если для большинства производство асфальта ассоциируется с копотью и тяжелыми испарениями, то практически бесшумное оборудование и чистота на территории обновленного завода «Титанъ» соответствуют самым строгим экологическим нормативам. Здесь даже выращивают розы и клубнику. В час новый завод способен производить от 50 тонн асфальта, а обслуживают его двое рабочих в смену, поскольку весь технологический цикл компьютеризирован. Аналогов такого производства в России всего три.


Работая на лучших образцах современной дорожной техники, компания предъявляет повышенные требования к своему персоналу. Сегодня здесь собраны самые квалифицированные специалисты своего дела в регионе. Среди них большинство составляет молодежь. Обучение молодых специалистов современным технологиям руководитель фирмы Виктор Покрепин считает самым перспективным вложением в развитие предприятия.

В 1994 году В. А. Покрепин в составе российской делегации побывал в США. В течение нескольких недель он знакомился с опытом работы американских коллег. Вернувшись в Россию, приложил все усилия, чтобы и его предприятие отвечало самым современным техническим требованиям. Сегодня даже иностранные специалисты признают: «Автодор КМВ» способен составить конкуренцию западным строительным компаниям. Предприятие выполняет все работы на дорогах всех видов и категорий.

ЗАО «Автобан» – самое молодое предприятие компании – появилось в 1999 году. Под руководством сына Виктора Покрепина Александра «Автобан» специализируется на строительстве и реконструкции дорожного полотна в городах Кавказских Минеральных Вод. У предприятия есть вся необходимая техника для работы на узких улицах. Небольшого объема финансирования, заложенного в небогатых городских бюджетах, как правило, хватает лишь на текущий ремонт дорог. Учитывая эту специфику, предприятие использует новейшие разработки в области реконструкции городских автомагистралей. Вместо неэффективного ямочного ремонта специалисты «Автобана» при помощи машин итальянской фирмы «Бителли» сначала полностью срезают верхний, изношенный слой, а затем, переработав срезанный асфальт, укладывают новую смесь на прежнее основание. Такие технологии позволяют дороге служить как новой, а городской казне экономить миллионы рублей.

Особое значение для заказчиков имеет тот факт, что предприятие при выполнении работ использует собственную сырьевую базу. Расположенный в самом центре Северного Кавказа, на надпойменной террасе реки Малка, карьер по разработке песчано-гравийной смеси – самое крупное предприятие этого профиля на Юге России. Сегодня в работе 20 гектаров горного отвода. Ежегодный объем добычи и переработки нерудных стройматериалов достигает полумиллиона кубометров. Здесь производят песок, щебень, булыжник для отделочных работ. Выделенное в самостоятельную организацию в 1995 году, ЗАО «Стройдорматериалы» имеет многофункциональную производственную базу по приему и отгрузке строительных материалов с тремя подъездными железнодорожными ветками, битумомазутохранилищем и цементным складом. Особый интерес представляет завод по производству минерального порошка – ингредиента, который добавляют в асфальтобетон для придания ему прочности и долговечности.


Лучший оператор экскаватора в России
Евгений Сидоров


На многофункциональной базе расположен и цех по производству мелкоштучных бетонных изделий. Наглядный пример их использования компания демонстрирует при возведении зоны отдыха для многочисленных гостей и партнеров корпорации, а также для своих сотрудников. Руководитель ЗАО «Автодор КМВ» позаботился о том, чтобы работать в его компании было не только хорошо и удобно, но и приятно. Здесь проводятся корпоративные праздники и юбилеи. В 2005 году завершится строительство VIP-отеля на берегу озера.

В 2001 году дорожный бум в крае сошел на нет, и фирма вынуждена была искать заказы за его пределами. Работали на строительстве дороги, связывающей Санкт-Петербург со столицей, в Подмосковье, последние три года – в Карачаево-Черкесии, выиграв подряд на строительство федеральной дороги «Черкесск – Домбай – Адлер». И, несмотря на нестабильность финансирования, уже сдали пять километров этой трассы первой технической категории.

Проект этот сам по себе грандиозный и по политическим, и по экономическим масштабам, потому что дает республикам Северного Кавказа более короткий выход к морю, к портам. Магистраль соединит черноморские и кавминводские курорты, что, несомненно, даст импульс инвестиционному буму на Ставрополье и в северокавказских республиках. У проекта есть и минусы: некоторые участки трассы проходят рядом с заповедником, придется пробивать 12-километровый туннель через Кавказский хребет, да и военным дополнительные хлопоты. Финансирование его потребует нетрадиционных подходов. Здесь помимо крупных государственных инвестиций не обойтись без взносов частного капитала.


Рачительность и крепкая хозяйственная основательность – стиль работы ЗАО «Автодор КМВ». Они проявляются во всем. Но наиболее масштабно это видно в организации работы карьера на Малке.

Интерес к карьеру проявляют сегодня как отечественные, так и зарубежные партнеры компании. Представители немецкой фирмы «Цеппелин» – старейшего в Европе дилера концерна «Caterpillar» – летом 2003 года побывали на Юге России и после осмотра карьера предложили провести на его базе региональную выставку-продажу дорожно-строительной техники. Промышленная экспозиция получила название «Малая Малага» по аналогу всемирно известной выставки в Испании, на которой концерн «Caterpillar» показывает свои новейшие разработки. На таких выставках машинисты-асы демонстрируют виртуозное владение тяжелой строительной и дорожной техникой: с помощью ковша экскаватора откупоривают пробкой бутылки от шампанского, заставляют неповоротливого с виду монстра «танцевать» вальс и шутя манипулировать коробкой спичек, держа ее огромным ковшом.

В июне этого года первые в России на таком уровне демонстрировали технические возможности новинок американского концерна. К карьеру на тот момент подвели асфальтированные дороги, чтобы обеспечить меньшую потерю полезных ископаемых и сохранность техники. Это немало удивило заморских гостей: нигде в мире на такие дороги при разработке карьеров хозяева не тратились. Отныне «Малая Малага» будет проводиться ежегодно, а в ее программу войдут всероссийские соревнования операторов дорожной техники – так решили и гости, и хозяева карьера на Малке. Кстати, самого лучшего в России оператора экскаватора «вырастили» именно в ЗАО «Автобан». В октябре американская фирма «Caterpillar» пригласила его на международные состязания операторов дорожной техники, где россиянин занял очень почетное четвертое место, став перед этим первым на IV чемпионате России.

Перечисление достижений и возможностей ЗАО «Автодор КМВ» не дает ответа на вопросы: кто они – капитаны современного бизнеса? как смогли добиться успеха? чем отличаются от менее успешных соотечественников?


Генеральный директор ЗАО «Автобан»
Александр Покрепин (слева) и его заместитель
по внешним связям Георгий Лобжанидзе


В нестабильную эпоху перестройки 80-90-х, когда экономические процессы в стране были непредсказуемы и шатки, в огромный и неизведанный океан бизнеса стали выходить первые суденышки частного предпринимательства. Трудно сказать, что помогало вырулить отважным первопроходцам – ум, смекалка, деловая хватка или просто везение. Так или иначе, требовалось определенное мужество, чтобы открыто выйти в свободное плавание.

Виктор Покрепин был одним из них. Сын простых колхозников, не имевший высоких покровителей, был по натуре целеустремленным и настойчивым. В детстве хотел стать военным моряком, потом увлекся живописью и мечтал выучиться на художника. Перечитал всего Бальзака, а позже – книги по искусству эпохи Возрождения. Считает, что в будущей взрослой жизни это здорово помогло: художественное мышление позволяет видеть то, что ты хочешь достичь.

Никогда не сидел на шее у родителей, не обременял их просьбами. Летом в санаториях предлагали шабашки для студентов, так что содержать себя был в состоянии. На втором курсе женился, появился ребенок, пришлось снимать квартиру. После окончания Нальчикского строительного техникума приехал в Пятигорск, где в составе СУМДР-11 треста «Пятигорскстрой» участвовал в строительстве объединенных очистных сооружений. Семью перевез в городок, состоявший из строительных вагончиков-бытовок. В одном из них прожили с женой и сыном пять лет.

Способности и лидерские качества молодого специалиста заметили, и он стал комсомольским вожаком треста.


Короткая планерка с главным механиком Виталием Баевым


– Думаю, комсомол дал мне неплохую подготовку, – считает сегодня Виктор Александрович Покрепин. – Прежде всего, практику руководящей работы. На примере комсомола я увидел, как функционирует государство. Я убежден, что в комсомоле было много хорошего, ведь кто-то должен был готовить для страны вожаков, функционеров, руководителей. Конечно, тогда было меньше свободы и жестче партийные рамки. Но и сейчас ограничений хватает, хотя для людей инициативных, предприимчивых в чем-то сегодня стало легче.

О комсомольских функционерах последнего призыва принято говорить как о ловкачах, цинично воспользовавшихся ситуацией и на спекуляциях за бесценок приватизированными советскими производствами сколотивших себе состояние. Покрепин к их числу не относится, и не нужно искать истоки его успеха здесь.

С комсомольской работой пришлось расстаться незадолго до окончания факультета дорожного строительства Ростовского инженерно-строительного института, в котором вожак молодежи учился заочно. Программа требовала специализации – он пошел мастером в ДРСУ-1 Управления Северо-Кавказской автомобильной дороги. А в 1989 году решил создать собственное предприятие – тот самый дорожно-строительный кооператив «Вираж»: хотелось попробовать себя в чем-то новом…

В 1992 году предприятие акционировалось.


Диспетчер асфальто-бетонного завода Людмила Максименко


– Стоило разделить между акционерами заработанную прибыль и собственность, – вспоминает Виктор Покрепин, – как пришлось потом долго «воевать»: каждому казалось, что ему недодали, недооценили. Коммунизм, который я пытался построить в отдельно взятой организации, не получился. И тогда я только на свои деньги создал семейное предприятие, чтобы впредь не было обид и никакого дележа. Так и появился «Автодор КМВ».

В работе семейной фирмы принимает участие и его супруга, с которой недавно отметили серебряную свадьбу. Кстати, Татьяна Борисовна, ответственная сегодня за быт и уют семейного очага, когда потребовали обстоятельства (был такой период в жизни ЗАО «Автодор КМВ») села в руководящее кресло мужа и на время заменила его.

Старший сын Александр, молодой человек 23 лет от роду, стал заместителем главы компании.

– Я доволен, что сын пошел по моим стопам, – говорит Виктор Александрович. – Поначалу я не собирался вовлекать его в свою профессию, просто привозил на предприятие, показывал свою работу. В классе шестом, когда ему понадобились карманные деньги, отправил его на базу на Малке работать чернорабочим – кидать лопатой щебень. Я изначально не обещал ему легких денег и поступал с ним порой гораздо строже, чем с остальными, но он не отступил. Теперь, пройдя все ступени – от чернорабочего до моего зама, он знает, каким потом, трудом достается заработок. А как-то признался, что когда у него будут свои дети, то сделает так же, как в свое время я: вначале покажет работу простого рабочего, а дальше пусть думают сами, кем быть. Дети обязательно должны знать, каким трудом достаются деньги.


Начальник карьера Юрий Покрепин


Младшему сыну Виктора Покрепина Борису всего 13 лет, но он уже четко знает, кем хочет стать.

Кстати, к своим корням у Покрепина трепетное отношение. В кабинете среди дорогих, знаковых для жизни и семьи фотографий висит одна – с изображением деда супруги, который в начале прошлого века строил дороги на Северном Кавказе.

– Однажды у меня на глазах произошел такой случай, – вспоминает Виктор Покрепин. – Я ехал куда-то по делам, а передо мной двигался грузовик с зерном. Дорога хорошая, автомобиль, вроде, тоже. И вдруг у машины открылась задняя плоскость, и зерно посыпалось на землю. Его, конечно, собрали, но не все: часть все равно осталась на дороге. И я вдруг подумал: комбайны на полях собирают все подчистую, не оставляя птицам и зверям ничего. А это неправильно. И если ты сам не будешь думать о других, то в любой момент может «открыться задняя плоскость». И тогда ты потеряешь все…

На своей малой родине, в ставропольской станице Зольская, Виктор Покрепин на свои деньги построил часовню в честь святой великомученицы Татьяны – небесной покровительницы супруги – Татьяны Борисовны. Помог отремонтировать станичный храм – один из старейших и красивейших на Северном Кавказе, построенный полтора века назад терскими казаками…


Дробильно-сортировочный завод в действии


Не похож Виктор Александрович на пресловутого «нового русского» – внешние эффекты его мало заботят. А за материальный достаток испытывает благодарность к жизни, к судьбе – есть возможности расти личностно, осмысливать происходящее вокруг и выполнять свою миссию так, как он ее понимает.

Рынок строительства дорог в России, пожалуй, – один из самых перспективных. Достаточно вновь вспомнить о ее необъятных просторах. В отличие от Европы, где все дороги уже построены, автотранспортную сеть в России ожидает настоящий строительный бум – это непременное условие роста экономики страны, а значит, задача государственная. Заинтересован в дорогах и российский бизнес. Именно поэтому начались работы над законодательным обеспечением частных инвестиций в дорожное строительство.

Этим же объясняется и интерес к России крупнейших мировых фирм, выпускающих мощную и высокопроизводительную автодорожную технику, – на Западе им просто негде развернуться. В этом смысле закономерен выход на новый виток сотрудничества западных партнеров с фирмой «Автодор КМВ». Наработанный ею авторитет позволил осуществить беспрецедентную сделку на поставку в кредит автодорожной техники ведущих западных фирм на сумму несколько миллионов долларов.

За 15 лет существования на рынке дорожного строительства компания приобрела не только благодарных клиентов из различных регионов, но и многих авторитетных друзей. Кстати, Виктор Александрович – один из немногих предпринимателей Юга страны, удостоившихся в июне 2002 года аудиенции Чрезвычайного и Полномочного посла Великобритании в России. Такое признание заслужить непросто.

Западные фирмы видят в Викторе Покрепине надежного партнера.


Александр, Виктор, Борис и Татьяна Покрепины


– Годы научили меня многому, – размышляет он, – заставили вникнуть в западный менталитет, мировоззрение, понять их, кое-что перенять. Теперь иностранные партнеры видят во мне что-то свое, близкое им и поэтому доверяют, предлагают новые зарубежные контакты, работу.

Удивительная у нас все-таки страна. Ставропольские дороги далеки от совершенства, а бизнесу с такими возможностями и техникой приходится делать ставку на чужие края и страны. Это, конечно, очень заманчиво, но специалистам ЗАО «Автодор КМВ» хотелось поработать дома, привести в порядок дороги Ставрополья уже сейчас, а не через два столетия, как надеялся Пушкин.

Пока, к сожалению, не получается. Но оптимизм Виктора Покрепина не покидает.¶

П. Некрасов

Вернуться назад

Купить или забронировать горящие путевки в санатории Ессентуков, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, отдохнуть в санатории КМВ вы можете здесь.